ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ЗА УМНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Ru / En
Ермакова Екатерина  15 лет

Мценск
232
103
О СЕБЕ:
Занимаюсь в детском объединении «Юные журналисты» с 2017 года. Принимаю активное участие в издании газеты «Школьная жизнь». Пробую себя в разных областях деятельности: в качестве журналиста, фотокорреспондента. Успешно участвую в конкурсах.
МОЯ СТАТЬЯ:
 

Наш современник


Наш край, как известно, родина многих знаменитостей: писателей, ученых, военачальников. Мы не задумываемся, что талантливые люди, приносящие славу краю, Родине, живут и среди нас, являясь нашими современниками. С одним из них, Сергеем Ильичом Прокоповым, выпускником нашей школы, мы познакомились в этом году 1 сентября на классном часе.  Наш гость – художник и педагог, директор детской художественной школы, Заслуженный работник культуры РФ, члена Союза художников России, Почётный гражданин города Мценска, награжденный медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Мне захотелось узнать немного больше о жизни и творчестве этого интересного человека, и я поделилась своими планами с руководителем нашего объединения «Юные журналисты». Договорившись о встрече с Сергеем Ильичом, в назначенное время мы пришли в художественную школу. Нас уже ждали. Пройдя через класс, где увлечённо работали юные художники, мы оказались в кабинете директора. Расположившись поудобнее, мы начали неторопливую беседу. Перед нами постепенно открывались страницы биографии и творчества художника.

- Сергей Ильич, когда Вы начали увлекаться рисованием и от кого унаследовали этот дар?

- Да вот, наверное, с детства. Помню, отец мой и двоюродный брат занимались рисованием. Бывало, прихожу домой, тишина. Спрашиваю: «Что такое?» А мне отвечают, что папа Ленина  рисует. Хоть он просто для себя рисовал, но все-таки это ж надо уметь. Отец ­­- участник Великой Отечественной войны, командир танковой роты, дошел до Берлина, участвовал в Сталинградской битве и имел три ордена.

Во время учебы в школе был редактором стенгазеты. Помню, на физике учитель вызовет меня к доске и скажет, что нужно срисовать с учебника схему. Вот так я и рисовал на уроках. А еще я любил рисовать окружающий мир, точнее, много срисовывал с репродукций картин великих художников в журнале «Огонёк», копировал карандашом, красками. 

- Где Вы развивали свой талант?    

- В то время у нас в городе не было художественной школы, но была студия при Доме пионеров, руководил ею Копылов Илья Александрович. Там я занимался 1 год. А потом еще на уроках рисования в школе у Толмачевой Светланы Ивановны.

- А чем Вы еще увлекались в детстве, кроме рисования?

- Когда я пошел в первый класс в базовую школу, которая находилась в УПК, оказалось, что здесь на 2-м этаже была музыкальная школа. Поступил и отучился 5 лет по классу баяна. Когда учился в школе №2, то был пионером и даже барабанщиком. А почему? Да потому, что у меня слух музыкальный был, не так просто набить марш. А во время учёбы в школе №1 у нас был музыкальный ансамбль «СЮНА». Я играл на гитаре и руководил ансамблем. Мы даже выступали в парке на танцах.

 И по сей день в моей душе звучит музыка. Я люблю слушать и шансон, и классику. Это очень помогает, развивает. Я одновременно слушаю музыку и пишу картины.

А еще  Вячеслав Васильевич Ложкин в Доме пионеров открыл мой путь к фотоделу. Я первый в городе стал заниматься цветной фотографией. Это было очень сложно.

 

 

 

- Что определило Ваш выбор профессии? Какое учебное заведение вы окончили?

Я вырос в педагогической семье. Большое влияние оказала на меня бабушка Евдокия Антоновна Толстая, дальняя родственница Льва Николаевича Толстого. Она еще в царское время окончила гимназию в Ельце, была учительницей. Однажды у неё на уроке присутствовал сам И. Бунин. Мама была учителем русского языка и литературы. Сначала преподавала во 2-й школе, а позже стала ее директором.

Ну а что касается выбора учебного заведения, то тогда художественного училища у нас еще не было, так же, как и художников. Я поступил в Орловский государственный педагогический институт на художественно-графический факультет. У всех возникал вопрос: «Кто мы? Педагоги-художники или художники-педагоги?»  Мы думали, что художники. Однако, чтобы стать педагогом, нужно было иметь любовь к этому делу.

     - С чего началась Ваша трудовая деятельность?

     - Сразу после института я пошел работать учителем во 2-ю школу. Работать было интересно. Я был классным руководителем. До сих пор помню, как зовут каждого ученика из моего класса.

- Когда Вы перешли работать в художественную школу и как давно возглавляете её?

- В 1972 году, буквально через год работы учителем в школе, открылась художественная школа. Сначала я совмещал свою работу, но вскоре полностью перешел в художественную школу. Она размещалась во Дворце, и там было всего 2 преподавателя. Начал я с простого учителя, потом был завучем, а в 1995 году стал директором.

- Какая деятельность для Вас более привлекательна?

- У меня никогда не было тяги к тому, чтобы стать директором. Я считаю, что если интересно работать, заниматься своим делом, то тебе без разницы, в какой должности ты будешь: простым педагогом или директором.

- Ваше педагогическое кредо?

- Любить свое дело. Быть интересным себе и своим ученикам. Учитывая новые направления, оставаться в рамках академического искусства.

- Много ли Ваших выпускников стало профессионалами?

- Кондауров Николай стал членом Союза художников, сам амчанин. Плешков Виктор получил свидетельство №1 об окончании художественной школы, а Люба Нестерова сейчас в Америке и там пишет картины. Все 11 работающих сейчас преподавателей окончили нашу школу.

- Мы знаем, что у Вас очень много работ, ряд из них с видами европейских городов. А какое место в творчестве занимает малая родина? Есть ли у Вас любимые работы?

- Да, есть. Любимые картины связаны с чем-то родным. Простые пейзажи мценского края без архитектурных излишеств. Особенно интересны работы одного вида, но в разные сезоны и погоду. У меня много работ с церковью Петра и Павла. Они написаны с разных ракурсов и в разном настроении. Также иллюстрировал сборники разных писателей, всего около 10, среди которых И. Новиков, В. Цуканов, М. Корчагина. Мне нравится заниматься этим делом. Художнику все интересно.

- Какое место в Вашем творчестве занимает И. С. Тургенев?

- И. С. Тургенев прославил наш край. А в музее-заповеднике есть удивительные пейзажи невероятной красоты. А какие там липовые аллеи, пруд! Сразу такое ощущение, как будто пришел в гости к Ивану Сергеевичу. Там уже все перерисовано давно, но, приходя, открываешь для себя что-то новое. У меня уже есть картины, посвященные Спасскому. Очень интересная работа была в Спасско-Лутовиновской школе по оформлению стены, посвященной И. С. Тургеневу.

- Мы знаем, что Вы активный участник городских, региональных, всероссийских и даже зарубежных выставок. Ваши работы есть во Мценском краеведческом музее, а где с ними можно познакомиться ещё?

- Многие мои картины находятся в Спасско-Лутовиновском музее, в Орловском музее искусств и в Тульском. Многие покупают мои картины на выставках в России и за рубежом, и они находятся в частных коллекциях.

- Известно, что Вы занимаетесь общественной деятельностью, входите в состав градостроительного совета и общественной палаты города, участвовали в разработке герба города Мценска и медали «За заслуги» администрации города. Каково Ваше отношение к ней?

- Общественная работа очень важна, но если ее не будет, то все замкнутся в себе, как в своей скорлупе. Это не обязательно, но очень важно.

- Ваши творческие планы на будущее?

- Сейчас меня просят написать картину, посвященную освобождению Берлина. Я даже эскиз придумал, а времени не хватает. Осенью в Спасском зреют яблоки. Деревья увешаны плодами, все такое тяжелое, и я хочу нарисовать этот вид. У меня есть интересная задумка картины.

- Что, на Ваш взгляд, надо сделать, чтобы чего-то достичь?

- Цель нужна. Цель, цель и еще раз цель. И выбрать то направление, в котором будет интересно работать. А потом просто направить свою энергию в нужное русло. Надо пробовать себя во всем, но никогда не нужно распыляться.

  В завершение мы поблагодарили Сергея Ильича за приятную беседу. На прощанье он нам подарил буклет о своем творчестве, выпущенный к юбилею, и провел экскурсию по школе. Мы уходили со светлыми чувствами, очарованные обаянием замечательного художника и человека. Он оказался скромным и простым в общении. В нем сразу виден педагог, мудрый и ответственный. Будучи человеком в городе известным, он не думает о славе, а просто делает своё дело, принося радость людям, и делает его с большой любовью всю жизнь.