карточка участника

Вернуться
116

Борисова Анастасия

Номинация: Юные журналисты за умное и полезное информационное пространство

Возраст: 16 лет
Страна: Россия
Город: город Королёв
Образовательное учреждение: МБУ ДО "Центр Орбита"
Творческий коллектив: Пресс-клуб МБУ ДО "Центр Орбита"

О себе:
Ученица МАУ ДО "Центр Орбита"

Моя статья

"...Вы о нас, сыновья, забывать не должны..."

«…Вы о нас, сыновья, забывать не должны…»



Вы о нас, сыновья, забывать не должны.

Всё, что мы защищали, и вам защищать,

Всё, что мы завещали, и вам завещать,

Потому что свобода не знает цены.

Р. Гамзатов



«Сохранение памяти о Великой Отечественной войне». Для каждого из нас эти слова значат что-то своё. У каждого своя история предков, сражавшихся за Родину. Я взяла у своих друзей интервью о том, как в их семьях берегут память о родных и близких – участниках в борьбе с фашизмом, и обсудила с ними, что ещё мы можем сделать для сохранения памяти о Великой войне.



Мой первый собеседник - Дарья Барастова.

Она ученица НОЧУ «Гимназия Ковчег» в селе Душоново. В этом году к Дню Победы Даша смонтировала видео для своего блога в Instagram, в котором она в образе выпускницы 1941 года читает письмо своего прадедушки и немного рассказывает о нём. Посмотрев это видео, я решила поговорить с ней о сохранении памяти. И не зря, разговор получился очень интересным.



– Даша, когда ты впервые услышала о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне? Что ты почувствовала, удивило ли это тебя тогда?

– До того как я пошла в школу, я не так уж много слышала о войне вообще, не говоря уже о её участниках. В школе, естественно, нам уже начали рассказывать про эти страшные годы, а в 4-м классе классная руководительница предложила мне участие в проекте о героях той войны, и я согласилась. Но особенность этого проекта была в том, что нужно было рассказать о своих предках. И мне пришлось узнавать информацию не из книг и учебников. Что-то я узнала от бабушек, что-то в интернете нашла, а потом просто сопоставила факты. И когда в моей голове сложилась картина событий, произошедших с моим прадедом, я пришла, можно сказать, даже в ужас. Но меня поразило ещё и то, что таких людей, как мой прадедушка, в то время было немало. Тех, кто, не раздумывая, отдавал свои жизни, чтобы у нас было мирное небо над головой.

Кроме прадеда, который участвовал в боевых действиях и погиб в Подмосковье, получив ранения, несовместимые с жизнью, у меня есть двоюродная прабабушка, Любовь Владимировна Борисова, которая ещё жива. Она не участвовала в войне, но она – ребёнок войны. И я много раз слышала о том, как они питались в эти годы, что они ели раз в 3 дня, а вокруг многие умирали от голода… Каждый раз, слушая её воспоминания. я думала о том, насколько сильные духом люди были в то время, наверное, именно поэтому враг не смог сломить нашу Родину.

– Такой поиск – настоящее путешествие в прошлое. Даша, а как звали твоего прадедушку?

– Осипов Глеб Осипович.

– Наверняка у вас хранятся какие-нибудь вещи, связанные с его историей.

– К сожалению, о нём мало что вообще сохранилось. Но как раз у той двоюродной прабабушки есть письма с фронта и его фотография.

– А кем Любовь Владимировна приходится Глебу Осиповичу? Как письма оказались именно у неё? Ведь ты говоришь, она твоя двоюродная прабабушка?

– Да, всё верно. Дело в том, что на фронт он ушёл довольно молодым, примерно в возрасте 25 лет, и ещё не успел обзавестись семьёй. Он приходился ей дядей, а письма он писал её маме.

– А фотография? Это его довоенное фото?

– Да, фото было сделано буквально за несколько недель до его отъезда на фронт.

– Здорово, когда есть хотя бы одно фото, ведь это уникальная возможность увидеть человека, жившего давным-давно.

Интересно было бы узнать, есть ли в вашей семье какие-то традиции, связанные с сохранением памяти о тех, кто защитил нашу страну?

– Мы стараемся собрать как можно больше информации, чтобы суметь передать её потомкам. Ну, и фото перевели в цифровой формат, и оно есть в нашем хранилище данных.

– Возвращаясь к началу нашей беседы. Ты упомянула о школьном проекте, который сподвиг тебя больше узнать о своих родственниках. Это было единичное мероприятие, или в вашей школе регулярно проводится что-то подобное?

– Нет, это не единичный случай. Просто это был первый опыт для меня, как участника. У нас ежегодно проходит неделя истории, и на переменах в эти 5 дней нам рассказывают о героях, об исторических личностях или редкие факты, которые не найдешь в учебнике. Ну, естественно, есть праздник 9 мая, и в этот день мы поздравляем ветеранов, которые живут в селе, где мы учимся, но, к сожалению, их с каждым годом становится всё меньше и меньше... А ещё у нас есть проект «Дебаты» для учеников 10 и 11 классов, где мы тоже говорим о патриотизме и сохранении исторической памяти. Уже жду не дождусь начала года, чтобы поучаствовать в этом. Кстати, ещё практически каждый год у нас кто-то участвует в разных конкурсах с проектами, посвящёнными своим родным - героям.

С некоторых пор на каждое 9 мая у нас в школе готовится концертная программа для учителей и ветеранов. Обычно это литературно-музыкальная композиция, такая лирическая зарисовка... В прошлом году она посвящалась блокадникам, и, честно говоря, после каждой репетиции все выходили со слезами на глазах. А на самом выступлении прослезились даже самые чёрствые люди...

– Сколько всего вы делаете, это так здорово! А как ты считаешь, что ещё можно сделать для того, чтобы как можно больше людей бережно хранили память о родственниках, участвовавших в Великой войне? Как ты видишь свой вклад в это общее дело? Есть какие-то задумки?

– Ой, спасибо! К сожалению, каких-то конкретных задумок сейчас нет, я пока отхожу от окончания этого года. Но возвращаясь к тому видео в моём блоге, которое я выкладывала к празднику 9 мая – это было снято, опять же, для проекта, который курирует мой классный руководитель. Пока всех планов насчёт этого я не знаю, но думаю, что даже если ситуация с коронавирусом продлится, это нас не остановит. Кстати, не так давно мы участвовали в фотосессии: изображали выпускниц 1941 года. Я думаю, что я просто обязана хвататься за всё, что с этим связано, как за последнюю возможность сохранить память о миллионах людей, которые погибли тогда.

– Да, ты права. Но почему именно так важна эта память? Ведь это страшная память, память о погибших людях и разрушенных судьбах.

- Я думаю, что это своего рода дань им, которую мы должны отдавать. Да, судьбы были все переломаны, но люди всё равно продолжали жить после этого.



Следующий мой разговор состоялся с Марией Кисилёвой, ученицей МБОУ «Школа N 6» в городе Королёв.



– Маша, когда ты впервые услышала о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне, какое это на тебя произвело впечатление?

– Впервые я узнала о родственниках, участвовавших в этой войне, лет в пять. Но тогда для меня это было, наверное, только поводом для гордости, и я не осознавала того, как много мои родственники отдали этой войне.

– А что ты о них знаешь? Можешь вкратце рассказать?

– На самом деле, я знаю не так уж много. Знаю, что мой прадед Степан во время войны погиб, сгорев в танке. А другой мой прадедушка, Семён, попал в плен в самом начале войне и вернулся домой только в сорок шестом. Ещё немного слышала о дедушке Фёдоре, но он был ранен также в самом начале войны, демобилизован и работал в тылу.

– Сохраняются ли в вашей семье какие-то реликвии, связанные с памятью о участниках Великой Отечественной войны?

– Да, у нас хранятся медали и ордена наших прадедушек.

– Участвуешь ли ты в акциях, приуроченных ко Дню Победы?

– Мы ежегодно участвуем в акции «Бессмертный полк» и Парадах победы.

– Скажи, Маша, а что это тебе даёт? Почему это так важно для тебя?

– Для меня это, прежде всего, возможность отдать дань памяти и показать, что подвиг моих предков важен и ценен для меня. Это важно для меня, потому что каждое новое поколение все больше обесценивает победу, я считаю это неправильным и хочу показать, что нашей победой надо гордиться, и что каждый должен помнить о подвиге своих предков.

– Как ты считаешь, что ещё можно делать для сохранения памяти?

– Чаще вспоминать на федеральных площадках о значимых датах Великой Отечественной войны, делать программы с ветеранами и помнить про войну только 9-го мая.

– Что хотелось бы воплотить в жизнь именно тебе?

– Я не думаю, что могу сделать что-либо значимое для сохранения памяти. Я считаю, что это должно транслироваться в более глобальном формате, чем я могу реализовать.

– А почему, как ты считаешь, так важно сохранение памяти о Великой войне?

– По моему мнению, история циклична и нам нужно учиться на своих ошибках. Я не хочу, чтобы когда-либо повторился кейс Великой Отечественной Войны, не хочу, чтобы когда-либо повторились те зверства, которые происходили во время этой войны.



Очередной мой собеседник - Николай Тараканов, ученик НОЧУ «Гимназия Свет» в городе Москва. Начала я, как обычно, с вопроса о первом знакомстве с историей участников Великой войны.



– Коля, было бы интересно узнать, когда ты впервые услышал о своих родственниках, сражавшихся в годы Великой Отечественной войны? Что ты почувствовал?

– О родственниках, которые сражались во время Великой Отечественной Войны, я узнал достаточно рано, наверное, ещё до школы. Думаю, что о таких вещах всем детям нужно рассказывать с самого детства. На самом деле, из всех моих родственников непосредственно участвовали в боях только два прадеда, а остальные трудились в тылу. Когда я впервые услышал об этом, я однозначно почувствовал гордость, но подробнее не могу сказать, ведь это было довольно давно… А сейчас я также испытываю чувство ответственности, потому что мы должны быть достойны жить на земле, за которую сложили головы не только наши родственники, но и множество других людей.

– Здорово было бы услышать истории твоих дедушек – где именно они сражались, как попали на фронт? Можешь вкратце рассказать?

– Да, конечно.

Одного моего прадеда звали Борис Алексеевич Тараканов.

Борис Алексеевич не был военным, поэтому на фронт он был призван, как и многие. Он встал в строй в июле 1941 года, и закончил войну в Венгрии, в мае 1945 года.

– Коля, а в вашей семье хранятся личные вещи твоего прадедушки? Может быть, даже письма – какая-то вещественная память?

- В нашей семье есть копия наградного листа, и сама награда, орден Красной Звезды. Также у моего деда, сына Бориса Алексеевича, хранятся его письма с фронта.

– Орден Красной Звезды? Всё-таки, не в каждой семье хранится такая реликвия. Можешь рассказать, за что Борис Алексеевич был награждён?

– Он был награждён за выполнение поставленной боевой задачи: Необходимо было обеспечить боеприпасами передовую. Это было непросто, так как дорога с тыла была перерезана. Поэтому Борису Алексеевичу было необходимо проехать с личным составом по полю, которое простреливалось немцами. Несмотря на сложные условия, поставленная задача была выполнена с минимальными потерями.

Теперь о втором прадеде. Его звали Серёгин Алексей Васильевич. До начала войны он работал учителем. В 1941 году был призван в десантные войска, откуда был переведён в высшую офицерскую школу. Участвовал в подготовке офицерского состава и выявлении диверсантов. О том, какими именно делами занимался Алексей Васильевич, достоверно неизвестно: практически вся информация засекречена. Всё, что мы знаем, это то, что для выполнения одного из заданий его перебрасывали через линию фронта, в Финляндию, и то, что он участвовал в битве на Курской дуге, выполняя особые задания.

– Наверное, и переписки с ним во время войны не было?

– Да, не было.

– Сразу начинаешь чувствовать уникальность истории каждого воевавшего.

Ещё интересно было бы узнать, есть в вашей семье какие-то традиции, связанные с сохранением памяти?

– Каждый год мы принимаем участие в акции "Бессмертный полк", но в этом году из-за пандемии мы не смогли пройти с портретами, как раньше. Но, те мне менее, мы проделали этот маршрут на машине с портретами наших родственников, участвовавших в Великой Войне, и это было особенно ценно.

– Кстати, о мероприятиях, посвященных Дню Победы. Наверняка в вашей школе проходят мероприятия, приуроченные к этому дню?

– Да, конечно. Когда приближается праздник Великой Победы, всех учеников освобождают от уроков, и в это время мы делаем открытки для ветеранов. А лучшие из них некоторые из нас и учителей 9 мая вручают ветеранам.

– Такая тёплая традиция... А как ты считаешь, что можно сделать для того, чтобы как можно больше людей бережно хранили память о погибших в годы войны?

– Я думаю, для этого в нашей стране делается всё необходимое: каждый год проводится великолепный парад Победы, по стране стоит множество памятников, посвящённых Великой Отечественной войне, детям в школах, слава Богу, правильно рассказывают о войне. Так же создано множество военных фильмов и песен, которые пользуются популярностью в стране. А в поправках в Конституцию есть статья о сохранении исторической правды. Поэтому я считаю, что в нашей стране есть все условия для незыблемости памяти об этом событии

– Согласна, делается, и, надеюсь, будет делаться очень многое. Но, как ты считаешь, почему так важна и необходима память о Войне? Ведь память о любой войне – это страшная память.

– Да, безусловно. Я считаю, что мы должны помнить о войне, чтобы не повторять ошибок прошлого, чтобы таких ужасных войн больше не было.



Ещё я поговорила с Дарьей Кривилёвой. Она - ученица МБОУ «Гимназия N17» в городе Королёв. Вместе со школьным отрядом Юнармии ежегодно участвует в акциях «Бессмертный полк» и «Георгиевская ленточка». Как юнармеец, регулярно бывает в военной части вместе со своим отрядом, проводит праздничные концерты для ветеранов, и конечно, многое может рассказать.



– Почти у каждого из нас есть родственники, участвовавшие в Великой Отечественной войне. В некоторых семьях до сих пор живы ветераны, в других рассказы о них хранятся и передаются из поколения в поколение. Кто-то с детства примерял дедушкину пилотку, а кто-то решил выяснить больше о воевавших родственниках только во взрослом возрасте.

Было бы интересно узнать, когда ты впервые услышала о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне? Что ты почувствовала?

– На самом деле, очень сложно сказать, в каком именно это было возрасте, но очень-очень давно. Тогда ещё был жив мой дедушка, и мы часто по вечерам разговаривали на разные темы. Дедушка, он был генерал-майором, как-то дал мне свою фуражку, а я спросила, что это, а дальше начался его рассказ о Великой Отечественной Войне и всех событиях... Потом присоединялась мама и тоже рассказывала о наших родственниках. Мне всегда очень интересно и в тоже время немного страшно думать обо всём этом, но гордость за своих предков берёт вверх, и хочется слушать эти рассказы снова и снова...

– Здорово, когда есть возможность услышать рассказы живых фронтовиков. Можешь рассказать вкратце о тех разговорах? Что тебе запомнилось больше всего?

– Больше всего запомнился рассказ мамы о моём прадедушке Денисе Ивановиче, который попал в плен в селе Коротояк и побывал в трёх концлагерях, а из последнего бежал, но был пойман. Наверное, это самые страшные рассказы, чувства которых словами не передать...

– Согласна, такие истории слушаешь душой...

Можешь рассказать, есть ли в вашей семье какие-то традиции, связанные с сохранением памяти о тех, кто защитил нашу страну – может быть, ежегодные поездки или какие-то домашние мероприятия?

– Конкретных мероприятий нет, но мы всегда очень широко отмечаем 9 мая, участвуем в акции "Бессмертный полк", а я следую всем традициям с отрядом Юнармии своей школы.

– А почему это так важно и нужно для тебя? Что это тебе даёт?

– Мне нравится поддерживать память о своих предках, узнавать что-то новое и увлекаться патриотической тематикой. Тем более, подавать пример младшим.

– Как ты думаешь, что ещё можно было бы делать, чтобы как можно больше людей чтило память наших соотечественников?

– Заниматься патриотическим воспитанием детей и молодёжи, проводить классные часы в школах... Больше работать с подростками, мы – будущее поколение.

– Даша, а что хотелось бы сделать именно тебе? Может быть, есть какие-то задумки или только мечты? Как ты видишь свой вклад в сохранение памяти о Великой войне?

– Мне нравится работать с учениками своей школы и помогать в проведении мероприятий на тему Великой Отечественной Войны.

Наверное, как человеку, любящему литературу, мне хотелось бы проводить литературные вечера для учеников нашей школы всех возрастов. Где бы участвовали все, может и учителя. Читали бы любимые стихи и прозу о Великой Отечественной Войне...

– Как это было бы здорово! Надеюсь, когда-нибудь это обязательно воплотится в жизнь. В заключение хотелось бы спросить: как ты считаешь, почему так важно помнить о Великой Отечественной войне? Ведь память о войне – страшная память.

– У народа, который не знает своей истории – нет будущего.



Николай Сергеевский - ещё один мой собеседник. Он учится в НОЧУ «Гимназия Ковчег», тоже в Королёве. Я не раз видела награды прадедушек Коли и их фотографии, которые бережно сохраняются в семье Сергеевских, и мне было интересно поговорить об этом и не только поподробнее.



- Когда ты впервые услышал о своих воевавших родственниках, как именно это произошло? Какое это произвело на тебя впечатление?

– В первый раз я услышал от бабушки рассказ о моем прадеде по маминой линии, Иване Ивановиче. Это было, наверное, классе в пятом. Именно тогда мне стало интересно узнать историю моих предков, которые прошли эту Великую войну. Тогда же я услышал рассказ от моего папы о втором прадеде, Иване Николаевиче. Когда я осмыслил услышанное, я впервые осознал, насколько трудным было их дело.

– Ещё, если не ошибаюсь, твоя прабабушка трудилась во время войны в тылу.

– Да, Матрёна Терентьевна работала сварщицей на танковом заводе. У первых Т-34 была слабая броня и их возвращали прямо с фронта, чтобы усилить их броню, чтобы они не горели как факелы.

Работала бабушка в Свердловске – туда был эвакуирован завод из-за наступления немцев. Она как раз и занималась тем, что наваривала дополнительную броню. За это она была награждена.

– А можешь еще рассказать о своих прадедушках?

– Оба прадеда – Иваны, Иван Сергиевский и Иван Бекренёв.

О прадеде по маминой линии, Иване Бекренёве, сейчас расскажу подробнее.

Он получил награду – орден Ленина – при форсировании Днепра. Его задача заключалась в том, чтобы вместе со своим другом незаметно переправиться и передать по телефону координаты огневых точек немцев, которые каждый раз при попытке переправы с нашей стороны топили весь десант. До этого было несколько таких вылазок, но переправиться никому не удавалось. Однако мой прадед и его друг успешно переправились через Днепр и установили связь. Ведь помимо того, что они должны были высадиться на другом берегу незаметно, им надо было протащить с собой телефон, провод с катушками. Когда нужные координаты были переданы, они находились рядом с точкой и вызвали огонь на себя. Прадедушка с товарищем спрятались в воронке и, когда обстрел окончился, мой прадед взглянул на своего друга и понял, что тот убит осколком, прикрыв его. За эту помощь в форсировании Днепра прадед был награжден Орденом Ленина, а его погибший друг – (удостоен звания Героя Советского Союза?)Орденом Советского Союза.

Теперь о втором прадеде, Иване Сергиевском.

О нем есть немного данных, и это которые довольно сложно было найти. Он был кавалеристом – служил в кавалерийской части. Кроме того, был ворошиловским стрелком – помимо того, что он попадал в десять из десяти, он еще и мог сделать это на скаку. Ещё он был награждён Орденом Красного знамени, подробнее, к сожалению, ничего не известно.

Зато, кстати, я слышал от папы об интересном случае, который он сам услышал ещё от своего дедушки. При переправе через реку – это было зимой – его конь провалился под лёд и пытался выбраться из полыньи. Прадед успел спрыгнуть с коня и пытался помочь своему любимому коню выбраться из полыньи. Но время шло, конь проваливался всё сильнее и сильнее, полынья становилась всё шире и шире. И тогда командир отряда дал ему пистолет и сказал: «Пристрели, ведь он мучается». Но прадедушке было очень тяжело на это решиться, ведь конь стал его другом. Но пока он раздумывал, как поступить, неожиданно течение понесло льдину и конь выпрыгнул из полыньи. Командир отряда улыбнулся и произнёс: «Давай, садись на коня и гоняй его полчаса, до пены, чтобы не замёрз». Дедушка вернул пистолет командиру и вскочил на коня. Много лет спустя он часто вспоминал, как тогда чуть не лишился бессловесного друга. Но это один из немногих рассказов, которые дошли до нас, потому что папин дед обычно отказывался рассказать папе о войне, когда тот, ещё ребёнок, просил об этом. Тогда считалось, что рассказы о войне – это страшно и детям лучше не слышать об этом. А ещё дед считал такие рассказы хвастовством, и поэтому многие рассказы никто не услышал.

– Понимаю. Но те истории, которые сохранились, действительно очень интересны. Здорово было их узнать. А сохраняются ли в вашей семье какие-нибудь реликвии – вещественная память? Может быть, личные вещи воевавших родственников, может быть, даже письма?

– У нас есть награды дедушки Вани по маминой линии – тот самый Орден Ленина, медали «За Отвагу». Они подписаны, мы храним эти награды на отдельной полочке за стеклом, в особых коробочках. Это наша память о Великой Отечественной и её участниках.

– А есть в вашей семье какие-то традиции в память тех, кто защитил нашу Родину? Может быть, ежегодные поездки в памятные места или домашние мероприятия?

– Поездок у нас, к сожалению, нет, но зато каждый год к Девятому мая мы устраиваем домашнюю выставку, на которую выставляем фотографии, и, как раз-таки, награды. Ещё я с младшим братом Кириллом делаю панораму какого-нибудь сражения, которое мы пытаемся воссоздать с помощью различных подручных материалов. Еще иногда младший брат ставит небольшой спектакль по военной тематике.

– А можешь поподробнее рассказать, что именно вы делали в этом году?

– Как раз со спектаклем у нас в этом году не получилось, но мы, как обычно сделали нашу выставку семейных реликвий, и Кирилл постарался сам создать панораму. Правда, не конкретного сражения, а тех многочисленных стычек, которые так и не вошли в историю.

– Как это здорово! Можешь ещё немного рассказать о массовых мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, в которых ты участвуешь, и о ваших школьных традициях, связанных с этим Днём?

– Да, мы всей школой ходим к мемориалу, возлагаем цветы. С нашей семьёй участвуем в шествии Бессмертного полка. Ещё в стенах школы проходит праздник, посвящённый 9 мая.

В этом году всего этого не было из-за пандемии, но зато было смонтировано видео, с фотографиями Бессмертного полка – в этом участвовала почти вся школа. Ещё многие читали стихи, и, таким образом, в этих ежегодных мероприятиях мы смогли поучаствовать. Жаль, что всё это было онлайн.

– Здорово, что даже самоизоляция не останавливает людей, и всё равно можно идти виртуальным Бессмертным полком и участвовать в школьном празднике.

Скажи, а что это тебе даёт – участие в массовых мероприятиях? Почему это так важно для тебя?

– Это важно, на мой взгляд, потому, что наше сегодняшнее положение, свобода, которую мы имеем – всё это есть у нас благодаря сражавшимся в годы войны. Они победили и дали нашей стране возможность развиваться дальше как независимому государству. Поэтому мы должны ценить это, чаще вспоминать об этом, не тратить это впустую. Мы не должны унывать и высказывать недовольство нашей страной, ведь наши предки сражались, чтобы мы могли жить спокойно и над нами было чистое небо.

– А как ты думаешь, что ещё можно сделать, чтобы как можно больше людей помнили о подвигах наших предков?

– Я не могу сказать конкретно, ведь для каждого человека есть что-то своё, каждый человек индивидуален. Одному особенно важно одно, другому дорого другое. Каждый воспринимает прошлое по-своему. Поэтому здесь нельзя посоветовать что-то одно, к каждому человеку нужно найти свой подход, чтобы он в полной мере осознал ту великую задачу, которую выполнили наши деды и прадеды.



Каждый разговор получился особенным, но всех моих собеседников объединяет одно: они бережно хранят память о своих родственниках, принявших участие в Великой Отечественной войне, и не сомневаются, что сохранение исторической памяти – наше общее важное дело.



Анастасия Борисова

Моя фотогалерея