ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ЗА УМНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Ru / En
Епифанова Дарья  16 лет

Каневская
37
0
О СЕБЕ:
Юнкор, победитель и призер всероссийских и краевых конкурсов по журналистике
ФОТО:
МОЯ СТАТЬЯ:

РАЗГОВОР ПО ДУШАМ, ИЛИ ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ ШКОЛЬНЫМ РЕЖИССЕРОМ


Вот уже четверть века в нашей любимой гимназии живет театр "Чудаки". Создатель школьного театра и его бессменный режиссер, Ирина Анатольевна Смирнова, удивляет публику самыми разножанровыми постановками. Нашей гимназии очень повезло, что главный волшебник Ирина Анатольевна Смирнова. Думала ли она, оканчивая в 1986 году Московский Государственный институт культуры, что будет именно так. Конечно, нет. Молодости свойственны большие амбиции. И казалось, что впереди большие высоты, головокружительные роли. Ирина Анатольевна призналось в разговоре, что ей очень повезло с педагогами. Закончив с красным дипломом культпросвет училище, где ее педагогом была талантливый режиссёр Татьяна Ивановна Очаговия, Ирина Анатольевна поступила в МГИК на курс Мальковского Юрия Николаевича – ученика К. С. Станиславского. Он постигал систему Станиславского, лично занимаясь в его студии. Это был талантливый, интеллигентный человек, многому научивший своих студентов. Однокурсники Ирины Анатольевны работают за границей, в Москве и Московской области в профессиональных и самодеятельных театрах. Но у каждого пути своё предназначение. Ее – работа с детьми, которых она очень любит и старается открыть для них мир театрального искусства.

 

Мы решили пообщаться с самым главным волшебником, совершающим со своими питомцами великие чудеса.

- Ирина Анатольевна, почему Вы выбрали профессию театрального режиссера?

- Я её не выбирала. Всё получилось совершенно случайно. В детстве хотела стать библиотекарем. Мама говорила, что для девочки это хорошая профессия, институт Культуры – неплохая перспектива. Но когда я приехала в Кострому, то набор в группу библиотекарей уже закончился, можно было попробовать поступить на режиссуру. И я решилась.

- Какие роли Вам приходилось играть в студенчестве? Что не удавалось?

- Я играла много и, в общем-то, успешно характерные роли. Мои преподаватели даже пророчили актёрскую карьеру – но не случилось!

- Назовите первую постановку, которую режиссировали?

- «Пять вечеров» А. Володина. Это было в студенческие годы в селе Павино Костромской области в народном театре.

- Есть ли какие-то литературные произведения или авторы, которые сформировали Ваш вкус и оказали влияние как на сценариста?

- Да, конечно. Я стараюсь работать в основном с классикой: она формирует хороший вкус и культуру слова. Это очень важно особенно сегодня, когда дети мало читают. Я очень люблю поэзию А. Пушкина, С. Есенина, И. Бродского, Ю. Левитанского, «Цитадель» Экзюпери.

- Ни для кого не секрет, что вы и режиссёр, и сценарист, и постановщик? Насколько это сложно?

- Скажу вам честно, что это очень сложно и не всегда получается. Но как говорится: «Глаза боятся, руки делают». И мы трудимся с чудаками, много трудимся. Мои юные актеры готовы долго и упорно трудиться, несмотря на то, что иногда бесконечные повторы сцен и реплик становятся невыносимыми. А мы не хотим делать что-то плохо. Ребята понимают, чтобы получился настоящий праздник – нужно потрудиться! Лишь тогда он будет дорогим и долгожданным!

- Мы знаем, что вы давно нашли заветный ключик к открытию актёрского мастерства ребят. В чем ваш секрет?

- Я люблю детей, люблю с ними работать. На самом деле, если ты любишь актеров, то все получится.

- Ирина Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о работе над вашими любимыми спектаклями.

- С удовольствием поделюсь. Спектаклей было несколько. Они очень разные: это «У ковчега в 8», «12 зрителей», «Театр моей жизни». Работать сейчас очень сложно по двум причинам: мало свободного времени у детей, но это не самое главное. Главное, что компьютерные технологии отодвинули далеко назад живое общение и интерес к нему. Большинство ребят сидят в телефонах, играх, этограммах. Скажу честно, чтобы срепетировать спектакль, нужно потратить много времени и потрудиться. А на такой шаг готовы далеко не все. В театре ещё и думать надо! Да и не просто думать, а и придумывать. Поэтому иногда возникает вопрос: Нужен ли театр сегодня детям? И если нужен, то для чего? И что сделать, чтобы он был им нужен? На мой взгляд, именно этот вид искусства в силу своих специфических особенностей гармонично развивает, воспитывает ребёнка.

- Какие эмоции Вы всегда ждёте от Ваших зрителей?

- Безусловно, хотелось бы, чтобы наши зрители задумались над важными и нужными жизненными вопросами. Где-то получили ответы на них. Да и просто подарить им немного радости.

- А какая у Вас любимая пьеса?

- «Ревизор» Н.В.Гоголя.

- Что для Вас является источником вдохновения в вашей профессии?

- Хорошая литература и дети.

- Ирина Анатольевна, представьте, Вы министр культуры, что бы вы сделали в первую очередь?

- Это сложно, я не управленец. Наверное, чтобы культура была на должном уровне и в таких станицах, как наша, были большие культурные зоны по последнему слову техники, со множеством интересных творческих площадок, где каждый мог бы себя реализовать в той или иной мере. Моё глубокое убеждение, что культура в первую очередь должна развивать, а потом уже развлекать.

- Какие спектакли в Вашей творческой карьере оказались самыми сложными?

- Простых спектаклей не бывает, особенно если ты работаешь с детьми. Поэтому каждый последний спектакль самый сложный. Всё, что было до него, замечательно, потому что прошло.

- Что самое сложное в работе режиссера?

- Театр – искусство коллективное. Могу только сказать, что самое главное в работе руководителя детской театральной студии - услышать и почувствовать детей. Спектакль – это результат деятельности многих людей. Слаженность, взаимовыручка, духовное родство – залог успеха. Актёр – центральная фигура в театре, но для успеха спектакля его работа должна быть на высоте. Для этого важно не только в совершенстве овладеть основными элементами актёрского мастерства, но и понимать сверхзадачу, для чего я выхожу на сцену и что я хочу сказать зрителю. Главное - чувствовать свою ответственность за общее дело. Я не могу ставить один и тот же спектакль с разными детьми. Это всегда – один раз. Для меня каждый спектакль – это прожитая часть жизни с детьми. Это находки, пробы и ошибки. Это только наши открытия. И повторить это нельзя!

- Ирина Анатольевна, расскажите, как Вы начали руководить театром в гимназии?

- Как-то само собой получилось. В 90 годы было много преобразований. Я работала в доме творчества, через некоторое время в этом здании образовали гимназию. И целый год мы работали как два учреждения вместе. Вот так я и осталась здесь, уже 26 лет работаю на базе гимназии. Наш театр «Чудаки» образован в 1994 году. Впервые звание «Образцовый коллектив» мы отстаивали в 1996 году спектаклем «Кошкин дом», соответственно звание «образцовый» театр сохраняет в течение 21 года. За эти годы поставлено более 50 спектаклей, а сколько вечеров и праздников об этом я даже не говорю.

- Что бы вы посоветовали тем, кто хотел попробовать себя в актерской профессии?

- Очень серьёзно подумать, потому что актёр - это не профессия, а образ жизни. Она занимает всё твоё время. Это очень тяжёлый труд, если заниматься ею серьёзно.

- Часто ли Вы посещаете театры? У кого из режиссеров Вы хотели бы побывать на спектакле?

- Посещаю, но нечасто. Старюсь, считая, что это очень важно, постановки больших мастеров многое подскажут. Самые интересные находки беру себе на карандаш. Иногда планка опускается, но чаще поднимается. Мечтаю побывать у Анатолия Александровича Васильева в театре «Школа драматического искусства» в Москве и у Марка Анатольевича Захарова в театре имени Ленинского комсомола.

- Ирина Анатольевна, я благодарю вас за увлекательную беседу. Хочу пожелать Вам творческого долголетия, новых творческих высот и достижений, новых интересных постановок, сплоченности всего коллектива чудаков, а зрителям я желаю, чтобы наш театр «ЧУДАКИ» был самым любимым в их жизни! Конечно же, настоящего театрального чуда!

По мнению Ирины Анатольевны, театр - это развивающая и обучающая, воспитывающая среда. Это способ передачи культурных традиций, формирование духовно – нравственных ценностей: «Сказка – ложь, но в ней – намёк, добрым молодцам урок». Ирина Анатольевна придумывает такие «правила игры», которые отличают ее театральные уроки, уроки искусства от общеобразовательных. Здесь всё определяется законами коллективного творчества. Все и всё делают вместе.