карточка участника

Вернуться
49

Ермакова Екатерина

Номинация: Юные журналисты за умное и полезное информационное пространство

Возраст: 16 лет
Страна: Россия
Город: Мценск
Образовательное учреждение: МБУ ДО города Мценска "Детско-юношеский центр"
Творческий коллектив: объединение "Юные журналисты"

О себе:
Журналистика - мое любимое увлечение. Еще в 7 классе стала корреспондентом газеты «Школьная жизнь», сейчас - главный редактор. Мои рассказы, очерки, интервью, статьи и заметки можно прочитать не только в школьной газете. Я являюсь внештатным корреспондентом городской газеты «Мценский край». Сотрудничала со мценским телевидением.

Моя статья

"Из поколения победителей"

Мы, нынешние школьники, третье послевоенное поколение, живущее в мире, который в жестоких боях с врагами завоевали наши прадеды, о людях и событиях военных лет узнаем чаще из книг и кино. С каждым годом все меньше становится участников боев, тружеников тыла. Тем ценнее общение с человеком, который не только видел своими глазами, но и принимал непосредственное участие в Великой Отечественной войне. С одним из представителей поколения победителей мы встретились. Это выпускница нашей школы Лидия Васильевна Петрова, почетный гражданин города Мценска, в прошлом году отметившая свое 95-летие.

Невысокая, худенькая, строгая на вид женщина встретила нас приветливо. Расположившись за столом, мы достали блокнот и диктофон. Вопросы были заготовлены заранее. Лидия Васильевна отвечала на них, переходя порой на рассказ. Мы, удивляясь памяти этой женщины, внимательно слушали и записывали, стараясь ничего не пропустить.

Лидия Васильевна родилась в 1924 году, в тяжелые и голодные годы после революции и Гражданской войны. Семья самая обыкновенная. Главным ее богатством были дети. Мама вела домашнее хозяйство, отец был разнорабочим. Лида – старшая из четырех детей и главная помощница в доме. Она в свои 17 лет успела только окончить школу, строила планы на будущее, мечтая стать врачом. Но учитель подметил в ней педагогический дар и советовал стать педагогом. Всё перечеркнула война, ворвавшаяся ранним утром 22 июня, когда Лида со своими одноклассниками возвращалась с выпускного вечера. Её, как и многих других ровесников, охватило горячее желание идти на фронт, чтобы скорее разбить врага. В этом никто из них не сомневался. Но по призыву райкомов партии и комсомола молодежь города направили в Смоленскую область на строительство оборонительных сооружений - противотанковых рвов. Немцы рвались к Москве. Лидия Васильевна вспоминала, что работать приходилось часов по 20 в сутки, прерывались только на время бомбежек и артобстрелов.

Во время рассказа Лидии Васильевны меня не оставляла мысль о том, как молодая девушка решилась на такой смелый шаг, хотя даже в то время не все были готовы встать на защиту Родины. Она в первую очередь думала об Отчизне, а не о своей жизни.

Случилось так, что её одноклассницы вернулись домой раньше. Уже в самом конце августа, выходя с нашими бойцами из окружения, девушка добралась до Мценска, где её уже считали погибшей.

Ни окружение, ни первые раненые и убитые, ни бомбежки не повлияли на решение Лиды бороться с врагами. Она собиралась вступить в один из партизанских отрядов, которые уже создавались в районе. Только из-за болезни матери и невозможности бросить своих младших сестру и брата (их отец умер в 1932 году) Лиде пришлось остаться дома, а вскоре выехать в Чкаловскую (ныне Оренбургскую) область в эвакуацию вместе с детским домом, в котором работала ее мать. Лиду тоже зачислили в штат его сотрудников. Она работала, воспитывала детей, но все мысли были о родном крае, доме, где хозяйничали враги, о друзьях, и не давали покоя ни днём ни ночью.

В январе 1942 года по призыву Чкаловского обкома комсомола – женщинам занять рабочие места мужчин, ушедших на фронт, у станков – едет работать слесарем в железнодорожное депо «Оренбург». Пришлось научиться ремонтировать предохранительную арматуру паровых котлов. И все же мысли о фронте не оставляют Лидию. Вскоре в обкоме комсомола она добилась, чтобы её направили на шестимесячные военно-фельдшерские курсы. Днём Лида работала в депо, вечером посещала курсы, а по ночам нередко приходилось выходить на расчистку железнодорожных путей от снежных заносов. Было тяжело, но все верили и понимали, что надо сделать всё, чтобы выстоять и победить врага.

После окончания курсов в сентябре 1942 года девушка вместе с двумя сокурсницами попала на фронт, в санитарную летучку № 329 на Сталинградское направление.

Лидия Васильевна, по моей просьбе, подробно рассказывала о своей службе, а я всё пыталась представить, как это было. Вот она, совсем юная, 18-летняя худенькая маленькая девушка, за время следования санлетучки в эвакогоспиталь одного из пунктов назначения с помощью санитаров обслуживает раненых из четырёх вагонов, а это 160-200 человек, на ходу поезда взбирается в тамбур вагона с помощью ребят (лесенок в то время не было), делает перевязки, уколы, успокаивает.

Не спеша Лидия Васильевна вспоминает о том, как во время бомбёжек немецкой авиации приходилось спасать раненых, вытаскивая их из горящих вагонов. Было страшно, но о себе не думали. Все мысли были только о раненых.

«Сколько же надо иметь выдержки, самообладания и силы, - думала я. – Это настоящий героизм. А ведь сама Лидия Васильевна так не считает. И самыми дорогими для неё были слова раненых: «Спасибо, сестричка!»

Завершилась Сталинградская битва. Медперсонал летучки получил новое назначение в медико-санитарный батальон (МСБ) 106-й Днепровско-Забайкальской стрелковой дивизии, которая в составе 70-й армии находилась на северном выступе Курской дуги (в районе Соборовского поля, расположенного в 60 километрах к югу от Орла). Так Лидия Васильевна стала участницей Курской битвы. Здесь с 5 по 12 июля 1943 года шли тяжелые кровопролитные бои. Потери личного состава были огромные, только раненых более двух с половиной тысяч человек. Лидия работала в операционной медсанбата, сутками стояла у стерильного стола. За эти бои девушка получила свою первую награду. В наградном листе я прочитала: «Младшая медсестра в течение всего периода боевых действий работала самоотверженно в течение 8 суток в перевязочной легкораненых, тем самым обеспечила чёткую работу врачей. Тов. Петрова достойна награды медалью «За боевые заслуги».

Спустя месяц 106-я стрелковая дивизия в составе 65-й армии участвовала в Орловской стратегической операции. Для Лидии это новый этап жизни и службы. Она стала командиром санвзвода вместо погибшего в бою. Началась её окопная жизнь. Первый бой и первый раненый запомнились на всю жизнь. Его рана оказалась смертельной и он, понимая это, просил пристрелить его. Лида приказала себе: «Возьми себя в руки и выполняй свои обязанности, старайся сделать всё, что можешь, чтобы спасти жизнь, если это по ранению возможно, не допусти потери, делай всё разумно». Этих боев и таких раненых впереди будет ещё немало. Бои под Севском, форсирование Десны, Днепра, легкое ранение и тяжелейшая контузия, а затем работа операционной сестрой в медсанбате.

Освобождая Белоруссию, Западную Украину, Юго-восточную Польшу, в составе 106-й Днепровско-Забайкальской дивизии дорогами войны старшина медицинской службы Лидия Петрова дошла до Берлина, войну закончила в Праге. Среди ее наград медали «За взятие Берлина», «За боевые заслуги» (две), «За освобождение Праги» и «За победу над Германией».

На наш вопрос «Было ли тяжело на фронте?» она ответила: «Очень! Мужчинам тяжело, а женщинам втройне тяжелее было. Не хватало обмундирования, патронов, оружия, не доедали, не досыпали, приходилось и технику по болотам таскать на себе. Но мы выстояли и победили!» Вспоминая те дни, эта мужественная женщина не смогла сдержать слезы. А я во время рассказа представляла страшные картины и то, как хрупкая девушка, рискуя своей жизнью, вытаскивала раненых с поля боя.

После окончания Великой Отечественной войны лишь в августе 1945 года Лидия Васильевна возвращается во Мценск, где ее встречает семья. Она мечтает поступить в институт. В декабре 1945 тяжело заболела. После выздоровления осенью 1946 года экстерном сдала экзамены за курс педучилища, а в январе 1947 года - государственные экзамены, получила диплом учителя начальных классов и устроилась воспитателем старших классов в детский дом №1. С детьми у нее складывались дружеские отношения. Они как бы стали большой семьей. В 1952 году Лидия Васильевна заочно окончила литфак. Работает учителем и завучем в школах №3, №4. С 1972 года возвращается учителем русского языка и литературы в родную школу №1. В 1974 году ей присвоено звание «Отличник народного просвещения».

Лидия Васильевна более 40 лет своей жизни отдала педагогической деятельности и стала хорошим педагогом, а могла стать хорошим врачом. Видимо, высоких результатов она достигла бы в любой профессии, так как к каждому делу относится добросовестно в силу своего характера и закалки, полученной на войне.

После выхода на пенсию она продолжила вести активную жизнь. Ее выбрали председателем горрайсовета ветеранов войны и труда. Лидия Васильевна была частой гостьей в библиотеках, школах, где рассказывала про литературу и военные годы. Приняла активное участие в создании хора ветеранов. К ее медалям, полученным в годы войны, добавились орден Отечественной войны II степени за участие в Великой Отечественной войне и общественной жизни, орден «Партийная доблесть», медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», медаль Жукова, Почетный знак Совета ветеранов войны и труда, Почетный знак РКВВ, звание «Почетный гражданин города Мценска». О ней краеведом Бакуровым Н.В. написана книга «Судьба и годы».

У Лидии Васильевны была трудная жизнь, но она ни на что не жалуется и никого не осуждает. Пережив Великую Отечественную войну в огне сражений, нашла свое призвание – учить детей. У нее очень сильный характер. Она остается интересным и приятным собеседником, умудренным жизненным опытом, полным оптимизма и веры в будущее. На прощание она пожелала нам никогда не расставаться с книгой и как можно больше читать.

Я с благодарностью думаю о Лидии Васильевне и ее поколении, которое защитило, а потом восстановило нашу страну. Их смело можно назвать героями. Им мы обязаны своей жизнью. Они пример для нас. И теперь я часто задумываюсь, смогли бы я и мое поколение пройти такой путь…