карточка участника

Вернуться
25

Ткаченко Кристина

Номинация: Юные журналисты за умное и полезное информационное пространство

Возраст: 15 лет
Страна: Россия
Город: Комсомольск-на-Амуре
Образовательное учреждение: Дом детского творчества
Творческий коллектив: объединение "Юный журналист"

О себе:
Человек - это один большой пазл, который собирается годами. Бывает, он ищет некоторые кусочки всю свою жизнь, но не находит. Бывает, что удача гуляет близко - он получает искомое. Эта история про свежий пазл. Далеко не все крупицы в нём открыты, известны, но его уникальность уже заметна. Эта история про мой пазл. Во мне, как и во всех людях, тысячи разных элементов, не похожих друг на друга. Первый и самый главный элемент - это умение любить. Думаю, он заложен в каждом из нас, а то как иначе. Есть такой кусочек, как желание дружить. Он тоже очень важен, ведь там, где нет дружбы - нет любви. Некоторые сегменты пазла отвечают за какие-то определённые навыки, таланты, предрасположенности человека. Например, в рядке "skills" самый броский и яркий кусочек - это журналистский навык. Как ни странно, но сейчас я начинаю его оправдывать. Уже неоднократно мне посчастливилось стать призёром лидерских межрегиональных молодёжных СМИ. Не просто так далась победа в международном детском фестивале "Cinema Kids". Да и в "Океан" на осеннюю смену "В центре событий" поехать не в два счёта. Честно сказать, мой путь в журналистику не был очень прост. Изначально, я очень сомневалась в своих способностях, даже думала бросить это дело, но не тут то было. Педагог Дома детского творчества (Комсомольск-на-Амуре) объединения "Юный журналист" Болдырева Анна Нугзаровна остановила меня, поддержала и сказала, что у меня всё получится. Она всегда была верным помощником, моим компасом. Благодаря ей, сейчас я главный редактор молодёжного издания "Без секретов". В основном, я предпочитаю освещать культурные мероприятия. Не редко я становлюсь событийным волонтёром, что помогает прочувствовать всю специфику таких мероприятий. Это помогает посмотреть на них с другого ракурса, как бы изнутри. Этим летом я записалась в дистанционную Летнюю школу начинающего журналиста (Ульяновской области), руководитель Школы Трофимова Екатерина Дмитриевна предложила мне поучаствовать в этом конкурсе. Я люблю медиатворчество, можно сказать, я им живу! Да, и не одна я. Фактически, каждый из нас хоть раз брал интервью, когда спрашивал дорогу до очень значимого "Планетария" в Москве. Главная задача журналиста - освещать и просвещать. Это моё "предпрофессиональное" кредо. В свободное время я очень люблю уходить от мира сего и улетать в свои мечтания. Когда никого нет дома - я танцую под песни Sia. Пока не начнут тарабанить в двери соседи - я пою. Бывает, даже сочиняю стихи, но, честно говоря, они на любителя. Думаю, не все захотят слушать поэму про жизнь сосисок в тесте. Очень люблю творчество, поэтому рисую на своих стенах (и не только на них). Каждое летнее утро я встречаю с прохладным, немного ароматным ветром в волосах. Очень хочу всё знать, но понимаю, что это невозможно, ведь научный и технологический прогрессы не стоят на месте. Я люблю жизнь, а она любит меня!

Моя статья

Стальной пегас войны

Мне кажется, всё великое начинается с малого, с идеи. Та лампочка, которая загорается ярким светом в голове человека, и есть главное, составляющее того, ради чего люди проходят тысячи километров, проплывают бескрайнее моря и океаны, покоряют вершины поднебесных гор.

Однажды у братьев Райт, американских изобретателей, появилась мысль о том, чтобы создать такой аппарат, на котором человек сможет летать и подниматься высоко в небо! Но думаю, они не рассчитывали на то, что их изобретение когда-нибудь будет использоваться как военный транспорт, своего рода оружие.

В этой статье я расскажу про дальний бомбардировщик - Ил-4, созданный под руководством знаменитого советского конструктора С.В. Ильюшина в 1930-е годы. Немало их было подбито в боях. Эти самолёты пытались найти. Люди организовывали экспедиции по их поиску. Поиск этого самолета стал целью экспедиции, которую возглавил мой дедушка Василий Илларионович Муравьёв…

История берёт начало с того, что ребята мечтали организовать велопробег в честь 50-летия города Комсомольск-на-Амуре. Стояла задача - преодолеть 8 809 километров от Москвы до Комсомольска на велосипедах. Но не всё так сразу. Чтобы получить разрешение на такое крупное путешествие, им поручили не менее сложное и масштабное задание.

- Идея появилась у секретаря партийного комитета нашего Авиационного завода имени Ю.А. Гагарина - Хорошилова Евгения Николаевича», - вспоминает мой дедушка Василий Илларионович Муравьёв (в прошлом -руководитель туристического клуба «Баджал»), -

У ребят из этого объединения была мечта, которая зародилась в 60-х годах, - совершить велопробег, посвящённый 50-летию города Комсомольска-на-Амуре. Ехать нужно было на велосипеде большое расстояние - от Москвы до Комсомольска. Участники клуба не стали медлить и быстро обратились с этим вопросом к Хорошилову. Он им предложил: «Ребята, если у вас получится достать самолёт Ил-4, тогда вы можете свободно рассчитывать на совершение велопробега».

Для всех эта идея показалась весьма заманчивой, но реализовать её было не так-то просто. К тому же, Евгений Николаевич добавил: « Можно, конечно, достать самолёт где-нибудь в сарае, ангаре, но нам нужен тот, который принимал участие в годы Великой Отечественной войне. Хорошо бы иметь хоть какую-нибудь деталь, и это будет очень важно».

Его нужно было доставить к 40-летию Победы над фашистской Германией.

У заводского парткома был план: организовать Мемориал к юбилею Великой Победы, а для этого нужен был красавец - бомбардировщик Ил-4.

Да, сказать, что на долю «Баджала» выпало сложное задание – значит, ничего не сказать! Но ребята были молодые, смекалистые, и, в конце концов, разработали систему, благодаря которой началась поисковая деятельность. Как известно, во время победы над Японией, подбитые самолёты падали в районе Маньчжурии. В Советской Гавани тоже не исключалось их нахождение, также возможно в районе Приморского края. Это был первый пункт, с которого они начали искать «сокровище». Другим по их предположению местом был Север, ведь там после войны наши самолёты использовались для разных нужд. Но была ещё условная линия, в которой проходили активные военные действия - от Мурманска до Ленинграда. Возможно, и там могли оказаться останки Ил-4. Искать нужно было в трёх крупных массивах. За каждым из них был закреплён ответственный человек. В районе Советской Гавани – Щербаков Александр Иванович. За северную часть отвечал Ивахненко Владимир Григорьевич. А за Мурманск – Пастриган Александр Фёдорович. Планирование и общее руководство осуществлялось моим дедушкой – Василием Илларионовичем Муравьёвым. Всего в экспедиции было задействовано 15 человек. Туристический клуб не сидел на месте. Началась кропотливая работа по поиску и сбору информации об Ил-4. "Сыщики" пробовали всё: газеты, журналы, готовили письма и рассылали их по намеченным адресам. Первым делом они написали письма геологам и начальникам аэропортов, спрашивали, есть ли у них какие-либо сведения по останкам самолёта. Спустя немного времени, турклуб «Баджал» получил письма из Сов. Гавани, Тикси и из Мурманска. В каждом из писем были указаны определённые точки.

С этого момента каждый понедельник в клубе шло оживлённое обсуждение результатов поиска. Ни одно письмо не осталось без внимания! И начальник аэропорта города Кировска Мурманской области, и начальник аэропорта города Тикси с внимание отнеслись к просьбе ребят. Но во всех сообщениях не было ничего конкретного по их цели.

В конечном итоге, все поиски сошлись на линии противостояния от Кольского полуострова до Ленинграда. Из рассказов геолога выяснилось, что в районе озера Паий-Аккъяур есть целое кладбище самолётов, около 24 штук.

Была организована экспедиция по поиску этого воздушного корабля. В состав команды входило 6 человек, а именно: В.И. Муравьёв, А.Ф. Постриган, Е.Н. Закорко, А.Н. Намаконов, Н. Э. Лукин, К. С. Сабакинский. Поиски легендарного Ил-4 начались!

Группе повезло. В посёлке Сафоново, что недалеко от Мурманска, была воинская часть, в которой под открытым небом был организован музей самолётов, которые принимали участие в защите наших рубежей в этом районе. Каких самолётов там только не было! Немецкие, английские, а среди них стоял красавец Ил-4 - гордость СССР. Ребята сразу же положили глаз на «стального пегаса», но тут их остановил один человек. Это был директор этого музея Владлен Алексеевич Бондаренко. Он немного остудил пыл участников экспедиции.

«Ребятки, надо искать, и никаких гвоздей!» - сказал он с улыбкой на лице. Он дополнительно назвал точки на карте, где предположительно могут находиться останки искомого самолёта. Был составлен окончательный маршрут пешей экспедиции по поиску Ил-4: город Мурманск – посёлок Верхнетуломский – река Лота – озеро Паий – Аккъяур – гора Кучин-Тундра – верховья реки Печенга – гора Матерт – озеро Тульявр – посёлок Луостари – город Заполярный; город Мурманск – посёлок Краснощелье – река Поной – посёлок Лумбовка. Группу экипировали по всем правилам походной таёжно-тундровой жизни. Облегчённая шатровая двустенная палатка собственного изготовления, спасательная резиновая лодка, капроновая верёвка и многое другое. А ещё особый рациональный подбор продуктов питания: сублимированное мясо, сухие супы и сливки. В общем, всё необходимое для жизни и работы в суровых условиях. Поиски были длительными и упорным!

Подходила труппа участников экспедиции к истоку малой Печенги. Они знали, что примерно в тридцати километрах к югу от посёлка, видели обломки двухметрового самолёта. Может, это Ил-4? Спросили они сами у себя. Поисковая группа отправляется пешком. Добраться наземным транспортом невозможно, а вертолёту требуется первоначальная пешая разведка. День тогда. выдался на редкость солнечным и жарким по меркам той местности. Бурная порожистая река Печенга пересекает горный массив и вырывается на просторы заполярной тундры. Здесь она замедляет свой бег, образуя множество поворотов, изгибов, стариц. На севере впадает Малая печенга. Нужно выбрать направление между руслами обеих рек. Идти вдоль русла практические нереально - болото, мари. Ребятам приходилось цепляться за каждый холмик, за каждую вершину. Карликовые берёзы. ивы мешали движению, жутко цеплялись за ноги. Идти был очень опасно, того и гляди, угодишь в зыбун. Засосёт моментально. Это испытали на себе и Коля Лукин и Женя Закорко. Но если первый отделался лёгким испугом (его быстро вытащили - лёгкий), то вот с Женей ребятам пришлось повозиться. Да, таких ситуаций было не мало, но участники экспедиции всё выдержали и мужественно перенесли все неудачи.

И вот наступил долгожданный час – Ил-4 найден в болоте Краснощелье. Этот бомбардировщик участвовал в боях 1943 года и до конца войны. На нём воевал Герой Советского Союза – Константин Фёдорович Шкаруба, верный сын своей Отечества. Шкаруба сражался с врагом с беззаветной храбростью, мужеством и отвагой, не щадя своей жизни. И решительно действовал при выполнении поставленных задач. После войны, в 1945 году, самолёт возвращался на базу в Архангельск. У него отказал один двигатель, и на одном двигателе он совершил посадку.

- Долго мы его вытаскивали из болота, крепким орешкам оказался, - вспоминает дедушка. - Помогли нам вертолётчики. Мы добыли понтоны, их наполнили сжатым газом. Начали вытаскивать Ил-4 из болота, но в самолёте было много воды! Помог вытащить крылатую гордость мощный вертолёт Ми-6. Ну никак не хотел он подниматься из болота, полностью увяз! Пилот вертолёта практически уже на всё это дело махнул рукой. но!..Только с десятой попытки он поднял его и медленно полетел на аэродром в посёлок Сафоново.

«Ура!!!» - вдохновенно и ликующе кричал Саша Постриган, стоя на хвостовом оперении Ил-4. Вокруг толпились мокрые, измазанные болотной тиной участники поисковой группы, благодаря усилиям которых и был вырван из мёртвой зыби Кольской тундры самолёт, более 37 лет покоившийся в ней. Несмотря ни на что, у всех было радостное, приподнятое настроение». (Отрывок из книги моего деда Василия Илларионовича Муравьёва«Рождённый на берегах Амура»).Радости не было конца! Все прыгали, как дети.

Да, ребятам не на шутку пришлось повозиться! Когда они пришли на воинскую базу в посёлок Сафоново, где и был музей самолётов, стали разбирать самолёт. Долго они отстыковывали крылья. Затем заказали триллер, чтобы довести их до железнодорожного вокзала в Мурманске. Заказали вагон, и по рельсам отправили на другой конец нашей страны – в Комсомольск-на-Амуре. Задача была выполнена! Ребята долго провожали взглядом уходящий поезд.

После, самолёт был установлен в качестве мемориала на нашем авиазаводе им. Ю. А. Гагарина. А туристический клуб "Баджал" совершил свой долгожданный велопробег из Москвы в Комсомольск-на-Амуре к 50-летию нашего любимого города!