карточка участника

Вернуться
195

Ушакова Анна

Номинация: Юные журналисты за умное и полезное информационное пространство

Возраст: 14 лет
Страна: Россия
Город: Кириши
Образовательное учреждение: МАУДО "Киришский Дворец творчества имени Л.Н.Маклаковой"
Творческий коллектив: "КИРА-ПРЕСС"

О себе:
Всё своё свободное время я стараюсь посвятить саморазвитию, поэтому занимаюсь в объединениях по разным направлениям: играю на гитаре, изучаю информатику, увлекаюсь фотографией, занимаюсь добровольчеством, читаю книги. А ещё мне стало интересно попробовать себя в журналистике.

Моя статья

«Музыка – это отражение нашей действительности…»

Когда мы говорим о гитаристе, то представляем себе человека и его инструмент, как легко скользят пальцы левой руки по грифу, а правой щиплют струны. Мелодия в мыслях звучит ритмично и волшебно. Помню, год назад я в первый раз пришла на кружок по гитаре. Очень хотелось что-нибудь сыграть на инструменте, а когда я взяла его в руки, то поняла, что ничего не умею. Но желание научиться и присоединиться к игре ансамбля гитаристов «Юность» зажгло во мне интерес к занятиям.

Свои знания и достижения в освоении инструмента ребята демонстрируют на самых разных концертных площадках нашего Киришского района и за его пределами. Их руководитель Ольга Владимировна Чигарева, педагог дополнительного образования Киришского Дворца творчества имени Л.Н.Маклаковой, уже четверть века преподаёт игру на классической гитаре и занимается музыкой с учениками разного возраста. В репертуаре ансамбля только яркие классические композиции. Например, «Мексиканская мелодия», «Танго» из репертуара Петра Лещенко, «Под небом Парижа». А особенно зрители любят «Либертанго», исполнение которой всегда срывает бурные и продолжительные аплодисменты.

- Ольга Владимировна, слушая музыку на наших занятиях, мне порой кажется, что я нахожусь под жарким испанским солнцем. Расскажите о Вашей малой Родине?

- Нет, я никогда не была в Испании, а моя малая Родина – наш город Кириши Ленинградской области. Здесь родилась, живу, работаю и стараюсь принести своей деятельностью максимум пользы. В 1980 году в Киришах окончила школу №3. Иногда встречаю своих учителей на улицах города, с удовольствием с ними беседую, хотя им уже далеко за восемьдесят лет. В школьные времена, помимо уроков, я занималась в музыкальной школе по классу классической гитары у педагога Юлии Александровны Блохиной.

- Как же случилось так, что Вы увлеклись игрой на гитаре?

- Началось всё с того, что в девять лет я захотела заниматься балетом в студии Дворца культуры. После трёх занятий, поняла, что это не моё и решила бросить. Уходя, услышала за дверью одного из классов гитарную музыку. В тот момент, когда я туда заглянула, поняла, что буду музыкантом. Так я попала к Павлу Васильевичу Макарченко, педагогу по классу классической гитары.

Окончив музыкальную школу в Киришах, поступила в Санкт-Петербург в политехнический институт, где отучилась шесть лет, затем получила второе музыкальное образование. Частично окончила музыкальное училище имени М.П. Мусоргского и музыкальную академию гитары, где работала с Леонидом Владимировичем Карповым, кстати, он является президентом этой академии по сей день.

- А чем занимались Ваши родители?

- Мои родители приехали сюда, когда город Кириши объявили комсомольской ударной стройкой. Моя мама Валентина Ивановна Чигарева из Тверской области, приехала по распределению после окончания Павловского техникума. А Киришский район — это родина моего отца Владимира Ивановича Чигарева. Родители отдали много сил трудовой деятельности, они оба ветераны труда, заслуженные работники в своих областях, имеют многочисленные награды, медали. Мои родители – это пример для подражания для многих семейных пар, а недавно отпраздновали золотую свадьбу!

- Ваши родители были очень занятыми людьми. Как же они отнеслись к желанию дочери заниматься гитарой?

- Моё решение поддержали. Отец и сам в молодости очень хорошо играл на гармошке.

- Сколько времени потребовалось Вам, чтобы научиться играть на гитаре?

- На гитаре ребята занимались обычно пять лет, но я занималась больше на целый год. Мой педагог Юлия Александровна Блохина попросила меня позаниматься ещё один год, чтобы после девятого класса я могла пройти курсы в музыкальном училище в Санкт-Петербурге.

Думаю, правильно, если человек учится чему-то новому всю жизнь. Ведь мы должны идти в ногу со временем.

- А Вы помните своё первое выступление перед публикой?

- Отлично помню! Это было во Дворце культуры. Я тогда училась в четвёртом классе и выступала с Александром Дегтярёвым, моим одногруппником по специальности гитара. Он и сегодня выдающийся гитарист. На том концерте играл «Тарантеллу» А.М. Иванова-Крамского, а я исполняла романс.

- Как давно Вы работаете с детьми?

- Мои первые ученики были старше меня на год. В Глажевской музыкальной школе требовался педагог, а после окончания Киришской музыкальной школы мне предложили там преподавать. Не зря говорят, что в жизни нужно «найти такую работу, которая для вас не будет работой». Конечно, не могу сказать, что прихожу на занятия как на праздник, но от общения с детьми чувствую себя очень хорошо и комфортно. Я радуюсь их результатам. Например, в 2019 году мои ученики Григорьев Илья, Егоров Леонид, Белоградов Матвей стали лауреатами первой степени на Международном фестивале-конкурсе «Звёзды России», который традиционно проходит в Доме офицеров Западного военного округа в Санкт-Петербурге. Ребята выступали трио и исполняли очень сложное произведение для гитаристов «Вальс под небом Парижа».

- Расскажите о возникновении ансамбля «Юность»?

- В 1994 году я узнала, что в Киришском Дворце детского (юношеского) творчества вакантно место преподавателя по гитаре. Директор Татьяна Константиновна Кузьмина согласилась принять меня, но перед этим устроила очень серьёзное прослушивание. Одним из членов комиссии был: Григоренко Юрий Иванович - бывший директор музыкальной школы, который меня прекрасно помнил. Я взяла с собой большую пачку нот, однако наизусть сыграла несколько произведений на гитаре. Так стала преподавать.

Спустя время, после знакомства с воспитанниками, мне в голову пришла идея: «Как бы объединить коллектив и попробовать новую форму?». Попробовали играть русские народные песни. Зрителям очень понравилось. Сейчас мы играем произведения более серьёзные и сложные.

- Планируете ли Вы записать музыку с ансамблем «Юность» в студии звукозаписи?

- Да, мы хотели записаться профессионально, но в нашем городе студия звукозаписи находится в очень маленьком помещении. В коллективе ансамбля обычно от десяти до пятнадцати человек, всех невозможно вместить. Поэтому у нас есть записи на видеохостинге YouTube и в социальных сетях только с камеры мобильного телефона.

- Вы часто играете на школьных мероприятиях, а куда Вас ещё приглашают выступать?

- В связи с тем, что наш Дворец Творчества несколько лет находился в состоянии капитального ремонта, мы занимались на базе МОУ «Киришская СОШ №6», где и выступали на разных мероприятиях. Нас чаще всего приглашают сыграть в муниципальные учреждения на праздники. В конце прошлого года с премьерным концертом «Краски осени» ансамбль очень тепло приняли отдыхающие профилактория Приозёрный.

- Как завоевать внимание зрителя на концерте?

- Достучаться до сердец зрителей сложно, но я думаю, что завоевать внимание публики можно только через содержание музыки. Музыка - это одно из искусств, которое сильно воздействует на подсознание человека. Мелодия может нести как положительный заряд для человека, так и отрицательный.

- Вы отдаёте предпочтение классической гитаре, с чем это связано?

- На ней исполняется сложная классическая музыка, которая ближе для моей души. Думаю, что только серьёзная классическая музыка может затронуть самые лучшие человеческие чувства, она несёт хороший положительный заряд. Само слово «гитара» в переводе с арабского языка означает «символ добра».

- Что сложнее даётся начинающим музыкантам?

- Чтобы зазвучала музыка, необходимо выучить нотную грамоту. Начинающие музыканты, когда приходят на занятия, этого не понимают. И это самое сложное для ребят.

Считаю, что заниматься музыкой и передавать её другим – это дар! Когда, обучаешь детей, необходимо прививать им любовь не только к музыке, но и к культуре общения.

- Кто-нибудь из Ваших выпускников связал свою жизнь с музыкой?

- Самая лучшая для меня награда — это мои взрослые ученики, которые не расстаются с гитарой по жизни. Недавно на концерт своей группы «Первая мысль» в МЦ «Восход» меня приглашал мой выпускник Ринат Григорьев. Он не только лидер музыкальной группы, но и автор песен. Очень приятно, когда зерно, заложенное педагогом, прорастает.

- Поёте ли Вы?

- Я, конечно, редко пою, но от души и от сердца. Думаю, каждый человек поёт. К примеру голос Владимира Высоцкого собирал огромные залы. У него не было классического голоса, но был с хрипотцой, необычный.

- А какую музыку предпочитаете?

- Ту музыку, которая несёт в себе красоту, смысл. Что такое музыка? Это отражение нашей действительности, отражение мира за нашим окном, поэтому сейчас вокруг и звучит такая музыка. Среди современных гитаристов пока ещё есть молодые композиторы, которые пишут произведения для классической гитары. Но больше всего песен реализуется для телеэкранов и интернета.

А сама предпочитаю слушать тишину, особенно в лесу

- Сколько у Вас гитар?

- Одна. У меня с давних времён испанская гитара. Не ручной работы, но очень хорошая, хотя ценится инструмент именно ручной работы.

В 1994 году, когда я начинала работать, не было никаких инструментов. Ребята занимались на советских гитарах своих отцов и дедушек, даже не всегда исправных, но мы их реанимировали. Первое выступление ансамбля прозвучало на таких гитарах. Не было даже хороших микрофонов. Думаю, что сейчас наступил золотой век расцвета не только гитарного искусства, но и инструментов.

- Как Вы думаете, в какой профессии смогли бы себя реализовать, если бы не были педагогом-музыкантом?

- В старших классах действительно был такой выбор. Моя преподавательница по английскому языку возлагала на меня большие надежды… Настал день, когда нужно было ехать на олимпиаду по английскому языку в Санкт-Петербург, но в это же время у меня проходил конкурс классической гитары. Я выбрала музыку.

- Есть ли критерии отбора учеников на кружок?

- Я беру всех и даю возможность каждому ребёнку попробовать себя в обучении игре на гитаре. Не ставлю штамп, что у тебя нет слуха или каких-либо данных.

Ребенок всегда в чём-то талантлив, и нужно дать ему возможность раскрыться. В нашем Дворце творчества много студий, кружков по разным направлениям, ребёнок может попробовать себя везде, в любой области творчества.

- Ольга Владимировна, условиях коронавирусной пандемии многие педагоги перешли на дистанционное обучение. Как проходили занятия с учениками в этот период?

- Сложностей мы не ощутили, все мои ученики прекрасно владеют компьютером. Видеозаписи домашних заданий и репетиций ученики высылали мне в личные сообщения и получали рекомендации. В мае мы приняли участие в Международном творческом конкурсе для детей и взрослых «Сидим дома с пользой», где стали лауреатами первой степени!

- Желаю нашему коллективу творческих успехов и высоких достижений! Спасибо, что согласились со мной побеседовать.

Ребята Ольги Владимировны ежегодно становятся победителями областных и международных конкурсов, участниками фестивалей. На наших занятиях всегда царит атмосфера взаимопонимания с нотками доброй шутки. И даже воспитанники прошлых лет хотят вернуться на занятия к наставнику. «Этот педагог умеет воспитывать, не воспитывая» - говорят выпускницы Ирина Зубец и Мария Карпова. Спустя годы экс-участники ансамбля «Юность» с ней поддерживают связь и очень скучают по счастливым моментам, когда с удовольствием стояли с коллективом на сцене.