ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ЗА УМНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Ru / En
Густа Ксения  13 лет

Звенигород
59
0
О СЕБЕ:
Меня зовут Густа Ксения, учусь в 6 классе. Занимаюсь фехтованием и танцами. Посещаю кружок журналистики "Острое перо" Дома Детского творчества г.Звенигород. Мечтаю стать журналистом и работать на телевидении.
МОЯ СТАТЬЯ:

Такие тетради не публикуют


Анжелика Вибе – педагог астрономии. Но преподает она не в школе, а в Доме творчества нашего города. Причем и учит детей действительно творчески, с выдумкой, а не занудно. Даже сама придумала для юных астрономов индивидуальные тетради для практических работ. Участники группы «Острое перо» взяли у творческого педагога интервью.

 

- Анжелика Анатольевна! Вы уже много лет с успехом учите детей астрономии – предмету, который лишь недавно вернулся в школьную программу, да и то только в старшие классы. Воспитали уже целое поколение юных звенигородских астрономов, а некоторым даже дали путевку в науку. А как Вы сами окунулись в этот удивительный космический мир?

- В мои школьные годы предмет астрономии в программе был. Не скажу, что уроки были очень интересные. Никаких наблюдений, тем более ночных (как сейчас в Доме творчества) у нас, конечно, не было. Но учительница была замечательная! Она так умела рассказать и нас увлечь, что у меня возникало очень много вопросов. После уроков я оставалась и задавала их. А она терпеливо на них отвечала.

         Так счастливо получилось, что недалеко от моего дома, в Уральском университете, есть кафедра астрономии и геодезии. Я туда съездила, все уточнила, и решила поступать. Так моя судьба прочно связалась с астрономической наукой.

 

- Могли бы Вы сейчас отказаться от своей работы в Доме творчества?

Все, что вы видите в этом кабинете – пособия, поделки, звездные карты, приборы и книги – все это пришлось приносить из дома, делать своими руками или приобретать специально для занятий. Такого кружка в Доме творчества никогда не было. После капитального ремонта здесь были голые стены. Я начинала с нуля, и мне никто не помогал. Супруг – тоже ученый астроном – часто посещает конференции и привозит мне актуальные материалы, брошюры, плакаты. Из всего этого получилось материально-техническое оснащение астрономического кружка. Придумывать тоже все пришлось самой: и программу, и то, чем мы с ребятами будем заниматься. Так что отказаться от такой «большой затеи» мне было бы очень сложно.

 

- Вы являетесь первопроходцем астрономической тематики в Доме творчества. Наверное, Вам приходится творчески, с фантазией и выдумкой подходить к своему делу…

- О, да. Некоторое время назад меня просто осенило! Идея свалилась на голову совершенно неожиданно. Вот есть новая тема. Мы ее с ребятами освоили, но по ней обязательно нужно выполнить определенные задания для закрепления. Причем это не должно быть скучно и занудно. У нас не школа, «обязаловки» к посещению нет! Поэтому занятия должны проходить интересно, живо, наполненно. Сначала я придумала много кроссвордов, головоломок, вопросов для знатоков, но они были все разрозненные. Причем работу каждого воспитанника отдельно проследить было невозможно.

А потом я собрала накопившиеся у меня многочисленные задания по каждой теме в отдельные тетради. Причем индивидуальные! Добавила доступные творческие задания, иногда даже веселые, забавные и парадоксальные. Любую тетрадь можно взять – и сразу видно, кто из ребят тему освоил, с кем нужно еще поработать, исправить ошибки. Я проверяю каждую тетрадь, затем мы вместе смотрим, что правильно, что неправильно – и что-то дорабатываем. Конечно, есть и сложные задания – практические и теоретические. Например, астрономические задачи с вычислениями. Не все их могут решить. Но уж если решат – эмоции зашкаливают! Потому что результат наглядно можно увидеть.

И у нас такие тетради имеются по всем разделам: «Наземная астрономия», «Солнечная система», «Далекие объекты»  - всего восемь разделов и восемь тетрадей. В конце раздела мы подводим итоги, оформляем наблюдения, закрываем тетрадь и начинаем следующую. Оказалось, что такие тетради дисциплинируют моих учеников. Каждому хочется выполнить все задания абсолютно правильно.

Кроме того, не забывайте: ребята дорастут до старших классов, и у них обязательно начнется предмет астрономии. Хоть в школе, хоть в колледже. Они откроют свои тетради – и перед ними кладезь информации, сокровищница. Они уже будут в теме, что поможет легко освоить этот непростой предмет.

 

- У меня в руках индивидуальная тетрадь по астрономии Вашей разработки. Во-первых, она иллюстрированная, цветная печать. Во-вторых, задания разнообразные: где-то нужно зарисовать, где-то подписать картинки, доклад небольшой придумать, решить тест…В-третьих, я не могу ответить ни на один вопрос! Но вижу, что Вы вложили в эти тетради большой труд.

- Записывайтесь на кружок астрономии, вот тогда сможете выполнить правильно задания! А если серьезно, то труд грандиозный! Это результат восьмилетней работы. Каждый год вношу изменения: перерабатываю и пополняю тетради новыми, актуальными с точки зрения науки заданиями. Все время хочется добавить что-то новенькое. Ведь из года в год наших детей пичкают отсталой, устаревшей информацией, которую никто не проверяет. Например, в учебнике по окружающему миру написано, что у Юпитера 27 спутников. А на самом деле их уже насчитали 69!

Или вот не так давно открыли гравитационные волны. Нигде еще в учебниках об этом не написано. И напишут, лишь когда будет переиздание. А я выкладываю свежайшую информацию с передового края науки. В моих тетрадях - уже есть задания на эту тему! Я могу быстро внести любые изменения. Верстаю и печатаю тетради дома, на цветном принтере.

 

- Вы не задумывались о том, чтобы издать эти тетради?

- Задания в этих тетрадях не идут по школьной программе. Они соответствуют программе, разработанной мною, по которой мы учимся. Да, некоторые совпадения имеют место, но это исключение. Как правило, на наших занятиях охватывается более широкий круг тем, чем в школе. А с отдельными талантливыми учениками мы идем даже дальше школьных учебников. Например, по моей программе есть тема «Редкие явления в небе». Это гало, мираж, полярное сияние и другие атмосферные явления, которые в школе вообще ни по какому предмету не проходят. И так со всеми остальными темами. Поэтому эти тетради можно издавать только в комплекте с программой. Только тогда в них будет какой-то смысл и толк.

 

- Большое спасибо за интервью и Ваши интересные педагогические разработки.

 

Сеймова Полина,

Густа Ксения,

Спасская Дарья