карточка участника

Вернуться
73

Романов Пётр

Номинация: Юные журналисты за умное и полезное информационное пространство

Возраст: 14 лет
Страна: Россия
Город: Сыктывкар
Образовательное учреждение: Лицей при СГУ
Творческий коллектив: Твоя параллель

О себе:
Первый опыт журналистской работы у меня был в 4-м классе. Я ездил с двумя папами - крестным и родным в геологическую экспедицию на Полярный Урал. Там я вел путевой дневник, который был опубликован в газете "Радуга". После этого еще два года подряд я вел путевые дневники - о поездках в Архангельскую область и Карелию и в Грузию. Их тоже опубликовали в "Радуге". Потом у "Радуги" сменилась аудитория и формат, а я с головой ушел в учебу и авторскую песню. Но вокруг столько интересных людей, что хочется о них рассказывать. Одна из них - педагог и художник Наталья Ширяева. Она и стала героиней интервью. В планах у меня побеседовать еще с несколькими выдающимися личностями. Я не занимаюсь в объединениях, журналисты - вокруг меня. Это мой дед, мама, старшая сестра. Прадеды тоже были журналистами, но я их не застал. Сейчас площадка для моих материалов - молодежный портал "Твоя параллель", а мой наставник - его редактор Илья Баканов.

Моя статья

Педагог Наталья Ширяева: «Мне интересно с трудолюбивыми фантазерами»

Педагог Наталья Ширяева: «Мне интересно с трудолюбивыми фантазерами»

Когда я узнал, что Наташа Ширяева пошла работать в школу, честно говоря, позавидовал ее ученикам. Дважды мне с семьей и одноклассниками доводилось снимать в ее студии «Не сон» мультфильмы. Участники студии были покорены ее творческим отношением и легким подходом к каждому ребенку и взрослому. И вот теперь этому вдохновению оказались причастны сразу несколько классов. «Неужели они снимают мультфильмы прямо на уроках изобразительного искусства?» - удивлялся я. Уроки ИЗО там, где учусь я, мягко говоря, скучноваты. Спустя два года после начала ее педагогической практики я решил поговорить педагогом Гимназии искусств при главе Республики Коми им. Ю.А.Спиридонова с Натальей Александровной Ширяевой об уроках, творчестве и школе.

- Наталья Александровна, несколько лет подряд Вы успешно снимали с детьми мультфильмы в анимационной студии «Не сон» - и вдруг пошли преподавать в школу. Почему?

- В студии «Не сон» я была руководителем, бухгалтером, рекламщиком и самое главное – педагогом. Не скажу, что моя деятельность сильно поменялась. Я точно так же занимаюсь творчеством и сейчас, но в рамках художественной школы. Смена места и деятельности помогает развиваться.

- Вы были учителем в Лицее народной дипломатии города Сыктывкара, теперь преподаете в республиканской Гимназии искусств. Есть разница?

- Все школьники – будь они лицеистами или гимназистами – безусловно творческие и интересные личности. Я помню и люблю лицей. Но в гимназии искусств для меня как художника гораздо больше возможностей раскрыться.

- Когда-то Вы сами учились в Гимназии искусств. Что вы любили в ней, а что терпеть не могли?

- - Я очень любила художку, полдня ждала этих занятий. Когда они начинались, радовалась и бежала в мастерские. Любила общаться с педагогами творческих дисциплин, они всегда давали хорошие советы, которые я помню до сих пор, и чаще всего не про предмет, а про жизнь. С улыбкой вспоминаю, что как-то сказала любимому педагогу, что хочу быть руководителем творческой студии. Сбылось.

А вот общеобразовательные предметы меня тяготили. Класса до седьмого я не любила и боялась информатику, поскольку компьютер видела только в гостях. Помню, как переживала, что путала кнопку включения и выключения, нажимала на них дрожащими пальцами. А сейчас сама активно использую компьютер для творчества, в том числе и на уроках. Без цифровых технологий своих уроков не представляю.

Я с благодарностью вспоминаю своих педагогов, и сейчас мне приятно с ними видеться в столовой или в коридоре гимназии на переменах уже как с коллегами.

- Как сделать так, чтобы дети любили школу?

- Секрет только в одном – в школе должны быть вкусные пирожки.

Ну, а если серьёзно, редкому человеку удаётся любить абсолютно всю школу целиком. Кому-то не нравится какой-то предмет, потому что он тяжело даётся. Кто-то не любит учителя, который сделал справедливое замечание или по ошибке несправедливое. Кому-то не нравится сидеть на передней парте, и от этого портится настроение каждый день. Как бы ни старались педагоги, атмосфера в школе для каждого ученика своя. Думаю, чтобы пришла любовь к школе, нужно учиться понимать и прощать друг друга – и ученикам, и учителям. Это самое главное.

- Есть строгая программа, по которой работает педагог, а есть свобода творчества. Как Вам удается это совмещать?

- Ответ на этот вопрос входит в категорию ССС (Секретнейший секретный секрет). Это удается, когда ты по-настоящему любишь свое дело. Любой пункт программы можно подать творчески, тем более на моем предмете. Видимо, дело во внутренней свободе.

- Какие секреты преподавания есть лично у Вас?

- Любовь к ученикам. Надежда на их светлое будущее и вера в то, что сегодняшнее доброе дело пойдет им на пользу.

- Что, на Ваш взгляд, нужно изменить в современном школьном образовании?

- Конечно, здесь хочется сказать очень многое, и, пожалуй, для меня этот вопрос из разряда грустных… но давайте смотреть на образование с точки зрения истории. Мы сейчас гораздо образованнее, чем люди век назад – и это прекрасно! Как бы там ни было, человечество развивается и идёт вперёд.

А если бы я что-то меняла… Ну, из того, что лежит на поверхности для меня. Я бы доработала электронный журнал: для меня он выглядит как первые кнопочные телефоны. Мне кажется, что загрузка в школе чрезмерна, дети очень устают, и это мешает творчеству в том числе. Хотелось бы чаще выводить в рамках уроков детей из четырех школьных стен. Делать с ними больше проектов. Например, мне хочется снять с ними хорошую анимационную работу, для этого я бы просто освободила их от других уроков на неделю. Такие проекты нельзя растягивать на полгода по часу в неделю – они просто становятся неинтересными. Отсюда возникает потребность в модульных системах в образовании: скажем, полгода на ИЗО, полгода на музыку, полгода на плетение из лозы, керамику или резьбу по дереву.

В современном образовательном процессе дети очень мало работают руками, даже писать стали меньше. Может, в современном мире это уже и не так нужно, как раньше, но это влияет на их мышление, образ жизни, выбор профессии.

- Сейчас я задам вопрос, который меня, как ученика, волнует больше всего. А мультфильмы вы на уроках снимаете?

- Не так часто, как раньше, но снимаем. Это весело и интересно. Последним был мультфильм с этническими мотивами, до этого – на экологическую тему.

- Как попасть к Вам в любимчики и что надо натворить, чтобы Вы терпеть не могли ученика?

- Это хитрый вопрос. У педагога не должно быть любимчиков. Но все мы люди и для себя выделяем тех, с кем нам приятно общаться, с кем мы на одной волне. И кстати, это совсем необязательно отражается на оценках, ведь когда вы общаетесь с друзьями, откровенно говорите им, что в чем-то они не правы, где-то не доработали, слентяйничали. Что до моих уроков, мне интереснее заниматься творчеством с трудолюбивыми фантазёрами. А тяжело с теми, кто ленится и хамит.

Беседовал Пётр РОМАНОВ