карточка участника

Вернуться
790

Геласимов Тимур

Номинация: Юные журналисты за умное и полезное информационное пространство

Возраст: 11 лет
Страна: Россия
Город: Чита
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №17
Творческий коллектив: Общественно-политическая газета "Советское Забайкалье"

О себе:
Я и мои сверстники являемся активными участниками и других акций, направленных на сохранение памяти о великих победах наших предков: «Окна Победы», конкурсы чтецов, конкурсы рисунков и т.д. Мы никогда не будем похожи на детей, которые жили в годы войны, но мы всегда будем помнить о них. Мы будем всегда нести и сохранять в своей памяти подвиг участников ВОВ и передадим эту память будущим поколениям!!!

Моя статья

Дети ВОВ и дети XXI века

Автор: Геласимов Тимур 4 «А» класс

Руководитель: Жеребцова Наталья Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №17» г.Читы Забайкальского края



Эссе «О сохранении исторической памяти в Год памяти и славы празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне»



Дети Великой Отечественной Войны и дети XXI века..



Малолетние дети войны

Шли от парты к станкам, на заводы.

На колхозных делянках страны

Вместо взрослых трудились в те годы.

Забайкалье находилось далеко от фронта, в глубоком тылу. Но война задела все уголки нашей необъятной родины. Много трудностей пережил тот, кто был в годы войны ребёнком. У них не было детства, им было не до игрушек и озорства. Рано все дети повзрослели, пережить это трудное время было нелегко…

Я расскажу о своих прабабушках Шайдуровой Валентине Григорьевне и Хлудневой Александре Марковне.

Моя прабабушка Шайдурова Валентина Григорьевна родилась 11 июня 1935 года в семье колхозных рабочих в селе Чикичей, Сретенского района, Читинской области. Мама моей прабабушки работала в колхозе, а ее папа чабанил в колхозе. В семье прабабушки было 5 детей, в том числе и она. Сестры и братья начинали трудиться очень рано. С восьми лет Валентина пошла работать в родной колхоз. Она трудилась наравне со взрослыми. Работы было много.

Когда началась Великая Отечественная война, папу прабабушки призвали на фронт. Шайдуров Григорий Павладьевич ушел служить нашей Родине. А Августа Андреевна (мама Валентины), как и многие женщины, осталась одна с детьми. Она трудилась в колхозе с раннего утра и до ночи. Прабабушка Валентина окончила только 3 начальных класса, так как, чтобы продолжать учебу, нужно было уехать из села, но такой возможности не было. Поэтому она рано повзрослела. Пошла работать в колхоз. Рано утром запрягала лошадей и с другими детьми уезжала на дальние чабанские стоянки, там они пасли овец, затем, поздно загоняли их на стоянки, и на лошадях возвращалась в село.

Прабабушка рассказала, что во время войны был страшный голод, кушать было нечего. Сажали картошку, но её не хватало даже на зиму, так как половину урожая переправляли на фронт. Летом дети косили щавель, лебеду, крапиву. Из лебеды и крапивы варили суп, из щавеля варили щи. А еще прабабушка вспоминает:

«…Не хватало еды, очень сильно хотелось кушать. Пекли хлеб из яровых, его называли «Ярица». Такой хлеб невозможно было кушать. Но яровые давали больше урожайности, чем пшеница. Летом было немножечко легче: когда не хватало еды, можно было всегда сходить на луг и найти какую-нибудь съедобную траву, например мангыр – это дикорастущий лук. В нашей семье держали овец, летом их пасли, осенью стригли и из овчины пряли пряжу на деревянных прялках, а мясо сдавали в колхоз, затем переправляли на фронт, было очень тяжело … Вернулся мой папа с фронта…. Спросил как мы жили? Ели ли мы хлеб? Я ответила, что ели - 1 раз в пять дней – 120 грамм.... Тут прабабушка замолчала. Я посмотрел ей в глаза, они были наполнены слезами.»





В дни войны

(А. Барто)

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней, – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Прабабушка Шайдурова Валентина Григорьевна ушла на пенсию в 55 лет, её общий стаж трудовой деятельности составил – 49 лет. Ей присвоено звание «Ветеран труда»! В детстве она мечтала стать врачом, но война жестоко оборвала детские мечты….

Моя прабабушка Хлуднева Александра Марковна родилась 8 марта 1935 года тоже в семье колхозных рабочих в селе Фирсово, Сретенского района, Читинской области. Мама моей прабабушки работала в колхозе, она работала на птицеферме, а ее отец был трактористом в МТС (машинно-тракторная станция). В 1938 году произошли столкновения на озере Хасан, и отца прабабушки Александры, Хлуднева Марка Степановича призвали Сретенским районным военным комиссариатом. В 1939 — сражение на Халхин-Голе на границе Монгольской Народной Республики и Маньчжоу-Го. Тогда ее папа погиб в бою 21 августа 1939 г. и был похоронен в братской могиле № 1 у реки Халхин-Гол. В семье прабабушки было 3 детей. Сестра и брат были младше моей прабабушки. В 1941 году Александре исполнилось 6 лет. Все военные годы она помогала своей маме на птицеферме, а так же присматривала за младшими сестрой и братом. В селе остались только старики, женщины, да маленькие ребятишки. Вот и пришлось маленьким ребятишкам работать. Всё делали: сеяли, боронили, возили навоз. Выращивали овощи на полях, и всё отправляли на фронт. Поля поливали, носили воду коромыслом с реки Шилки, норма была – 40 коромысел, то есть 80 ведер воды. Работали за трудодень. За всю работу колхозникам записывали трудодни. Осенью по количеству трудодней выдавали зерно и немного денег.

Мама прабабушки Александры получала в колхозе пайку 125 грамм хлеба на сутки. Несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети, а это голод и холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. На колхозных полях собирали остатки колосьев, а так же невыбранную, оставшуюся, картошку на картофельных полях, которую называли «тошнотики». Ёе так называли потому, что такая картошка была гниловата, заморожена и зеленоватого цвета (из-за содержащегося в ней соланина, а он был ядовит, поэтому всех тошнило после употребления). В 1945 году Александре было 10 лет. Прабабушке Александре Марковне тоже присвоено звание «Ветеран труда», так как она начала свою трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имела трудовой (страховой) стаж 45 лет. Александра Марковна мечтала в детстве стать пекарем, печь вкусный и хрустящий хлеб и сдобные булочки, чего не хватало во время войны. Свою мечту она осуществила! Прабабушка была прекрасным пекарем.

Сейчас трудно себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг. Откуда они брали силы? Ведь они все успевали: помогали своим матерям, присматривали за младшими, играли с ними, и трудились наравне со взрослыми. Они не знали что такое ласка матерей, на это не было времени.

Дети войны.

( Светлана Сирена)

Дети войны, вы детства не знали.

Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали…

Как же хотелось собрать горсть зерна.

На зрелых полях колосья играли,

Их поджигали, топтали…Война…

Чёрные дни от пожаров и гари-

Детским сердцам непонятны они.

Зачем и куда тогда вы бежали,

Всё покидая, в те горькие дни.

Где ж вы, родные мои, отзовитесь?!

Сколько же лет разделяло людей?

Дети войны, как и прежде, крепитесь!

Больше вам добрых и радостных дней!



Так будем помнить и гордиться теми, кто подарил нам светлое будущее!

НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН!!!

Мы сейчас живем в такое время, когда представить все это очень сложно. У нас есть все, о чём и мечтать не могли дети военных лет: телефоны, компьютеры, разнообразная техника, одежда, еда и игрушки. Можно ходить в школу, бегать на улице и ничего не бояться. Тогда ничего этого не было, кусок хлеба считался деликатесом…. Не говоря уже о каких-то вещах и игрушках. Мы знаем, что такое детство, у них же его не было…

Мы, дети 21 века, не испытали на себе всех тягот военного времени. Я не знаю, что это такое, но я благодарен тем людям, которые даровали нам жизнь и незнание того, что такое "война".

Старшее поколение является носителем таких духовно-нравственных качеств, как любовь к Родине, готовность к самопожертвованию во имя Родины, бескорыстие. Они играют большую роль в передаче своих жизненных установок, проверенных веками, последующим поколениям. Так же мы пришли к выводу, что тяжелое время войны не подорвало их веру в духовные ценности, в силу добра, а наоборот сделало более сильными, мудрыми и убежденными в справедливость.

О чем мечтали дети войны? К примеру, хотели целую коробку сладостей, собаку и уметь летать. Став постарше, мечтали о том, чтобы добиться успеха, исполнить мечты своих родителей, близких, друзей. Это было лет в 14. Сейчас я спросил девушку 14 лет, о чем мечтает она. Вот, что я услышал: я хочу крутой ноутбук или новый Айфон . Неужели мы разучились мечтать. Неужели мы продали свои мечты в обмен на технический прогресс?

После распада Советского Союза изменились не только названия стран, но и образ жизни «бывших советских граждан». И речь сейчас совершенно не о том, что тогда не было Интернета, компьютеров, мобильных телефонов и прочих благ цивилизации. Хотя, может быть, дело именно в этом, так как в те времена был уютный дворик с лавочками или улица, на которой дети играли в подвижные игры или просто общались. Сейчас большинство диалогов происходят в социальных сетях. Мы потеряли «душу» разговора.

Проведя анализ результатов исследования для установления объективной ситуации мы замечаем, что связь между поколениями еще достаточно прочна, но если всем обществом не остановить процессов утраты традиционных ценностей, таким как Победа над фашизмом, полет Юрия Гагарина в космос, которые сплачивают народ в единую нацию, то будущего у нашей страны не будет. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, изучать историю страны, чтобы создавалось ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период».

Мы не сможем изменить современное поколение, да, этого скорей всего и не нужно. Но обязательно нужно как можно больше общаться с нашими родителями, бабушками, дедушками, дарить им любовь, ласку, открывать все новые и новые страницы их жизни, слушать их рассказы о детстве и ценить каждый миг, который мы можем провести вместе с ними!



Приложение.

Для подтверждения практическим путём смены ценностных ориентиров, мы провели исследование, основанное на методике М. Рокича.

М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной.



Природа человеческих ценностей по Рокичу:

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы;

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах, и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Терминальные ценности М.Рокич определяет, как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения, стоит того, чтобы к ней стремиться.

Далее приведена диаграмма исследования терминальных ценностей современных детей моего класса. В исследовании принимало участие 5 человек от 10 до 11 лет.

По интерпретации методики первые шесть ценностей, которые человек поставил в начало списка, являются для него предпочтительными.









Опираясь на интерпретацию данной методики, можно сделать вывод, что дети на первое место ставят следующие самоценности: материальное обеспечение, здоровье, аккуратность; далее идёт интересная работа, верные друзья.

Данные самоценности стоят во главе приоритетов по всем ценностям у современных детей. Нельзя сказать, что это плохо или хорошо. Каждый этап развития человечества, а в данном случае мы говорим о гражданах (детях) России, имеет свои как положительные так и отрицательные стороны. Как говорил великий российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов: "Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего". Задача государства состоит в том, чтобы положительных качеств в подрастающем поколении было гораздо больше, чем отрицательных. На решение этих задач и направлены те патриотические мероприятия, которые уже вошли в традицию нашего народа. А так же новые движения, которые возникли не так давно, а некоторые и в этом году в виду сложной эпидемиологической обстановки. Мы никогда не будем похожи на детей, которые жили в годы войны, но мы всегда будем помнить о них, благодаря тем мероприятиям, которые проходят в нашем городе в канун празднования дня Победы. Например: Движение «Бессмертный полк», которое в современном виде было инициировано в 2011 году в Томске журналистами Сергеем Лапенковым, Сергеем Колотовкиным и Игорем Дмитриевым. Я и мои сверстники являемся активными участниками и других акций, направленных на сохранение памяти о великих победах наших предков: «Окна Победы», конкурсы чтецов, конкурсы рисунков и т.д.

Мы, дети XXI века, всегда должны нести в душе память о заслугах своих предков. История нашей страны насчитывает большое количество блистательных подвигов своих граждан в разные периоды существования, начиная с начала становления Киевской Руси и заканчивая современными событиями. Мы, дети будущего, делая великие открытия 21 века, открывая новые горизонты в науке, будем всегда нести и сохранять в своей памяти подвиг участников ВОВ и передадим эту память будущим поколениям!!!





«История – это фонарь, который зажжён в прошлом,

горит в настоящем и освещает будущее»

В.Ключевский