карточка участника

Вернуться
37

Дьячкова Алёна

Номинация: Юные журналисты за умное и полезное информационное пространство

Возраст: 16 лет
Страна: Россия
Город: Санкт-Петербург
Образовательное учреждение: ГБУ ДО Центр детского(юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга
Творческий коллектив: газета "Будни"

О себе:
Я занимаюсь в студии журналистики два года, пишу статьи, делаю интервью и репортажи с различных мероприятий и встреч, программы верстки. Многие девятиклассники так же, как и я, начинают уже сейчас задумываться о выборе своего жизненного пути. И этот выбор вызывает у большинства затруднения. Я определилась с направлением, которое меня интересует — это журналистика. При этом меня всегда привлекала наука, но я не знала, как связать её с уже выбранным профилем. Решая, какая именно сфера мне ближе, я натолкнулась на профиль научной журналистики. Моя мечта - совместить работу журналиста с наукой. Особенно меня интересует все, что связано с космосом. В этом году мне посчастливилось побывать на встречах с американским астронавтом Анной Фишер, российским космонавтом Сергеем Крикалевым, принять участие в Международной конференции ГУАП (СПб), а также в качестве корреспондента на Чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia, взять интервью у жителя города Байконур в год 65-летия Космодрома Байконур. Обо всем этом я рассказала в своих статьях в газете "Будни" и официальной группе газеты ВКонтакте https://vk.com/budni_cdutt.

Моя статья

В космос со школьной скамьи

В космос со школьной скамьи



При слове «наука» у многих возникает образ ученого в очках и с бородой, в белом халате, погруженного в свои умные мысли. Однако, с каждым годом наука совершенствуется, выходит на новые уровни и покоряет невиданные высоты, при этом ломает всевозможные предубеждения об образе ученого. Сегодня даже школьник может проявить себя в науке с помощью достижений современных технологий!

Специально для любознательной и увлеченной наукой молодежи проводятся различные конкурсы и соревнования, на которых они могут не только проявить себя, встретиться с единомышленниками, но и найти свое будущее призвание. Покорение космического пространства — это ведущая исследовательская область в наши дни, призванная, в перспективе, привести к освоению близлежащих планет. А, космос и его тайны, как известно, влекут к себе многих. Именно поэтому существуют проекты и соревнования, связанные с космическими технологиями.



Российский проект «Воздушно-инженерная школа» (CanSat в России)

Цель проекта, организаторами которого выступает МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Роскосмос: «привлечь школьную и студенческую молодёжь к наукоемким и высокотехнологичным областям деятельности, прежде всего, к космическим исследованиям и смежным разделам науки, индустрии и информационных технологий. А главное, пробудить у школьников интерес к наукам о Земле и космосе, инновациям и высоким технологиям в области космической промышленности».



Название CanSat появилось в самом конце прошлого века, когда один американский профессор предложил запускать в космос студенческие спутники размером с банку из-под кока-колы объёмом 0,35 л. Идея пошла в массы, правда «спутники в банках» полетели не в космос, а существенно ниже, на высоту 1-2 км, и проект принял формат ежегодного соревнования студенческих и школьных команд по запуску таких аппаратов.

В России проект существует с 2012 года и называется «Воздушно-инженерная школа». Участники проекта создают маленькие космические аппараты, которые выполняют основные функции по выведению аппарата, получению и передаче данных. Выводят аппараты конечно не в космос, а на высоту 200-3000 м в зависимости от уровня подготовки и лиги.

Участие в проекте предусматривает два основных этапа: Зимняя космическая школа и отборочная сессия и Летний чемпионат по запуску изготовленных аппаратов.

На отборочной сессии зимней космической школы команды представляют идеи своих проектов и защищают их теоретические особенности. Зимняя космическая школа является для многих переходным этапом для понимания целей участия в данном проекте. Помимо защиты проектов, как и в любой школе, организаторы приглашают послушать лекции, посетить практикумы по космическим тематике, экскурсии в музеи и на ведущие предприятия космической отрасли, связанные с космосом.



Наша команда — «ТОС»



Зимняя космическая школа и отборочная сессия IХ российского чемпионата проекта «Воздушно-инженерная школа» 2020 года проходила с 30 января по 4 февраля городе Королев. Наш Центр технического творчества представляла команда «ТОС» в составе: Михаил Танасий, Георгий Овчинников и Егор Скурихин. Один из участников команды, Георгий Овчинников, который непосредственно защищал проект перед строгой комиссией, согласился рассказать нам о нем.



- Что представляет собой проект Воздушно-инженерной школы?



- В начале года мы подаем заявку на участие, нам дают целый год, мы за этот год разрабатываем проект. Проект представляет собой модель ракеты, по которой должно быть понятно, как она будет функционировать, и что она из себя представляет.

- Как происходит деление на лиги в проекте?



- Мы участвуем в младшей лиге ГИРД (группа исследователей реактивного движения) – это лига первогодок, которые участвуют первый раз или просто младшие, до 14 лет. В старшем ГИРД больше задач, чем в младшем, в нем соревнуются студенты. Есть еще супер-ГИРД, но там очень «жесткие» ракеты, на них устанавливается более мощный двигатель.

- В чем суть самого проекта?



- Нужно запустить ракету, и она должна, как минимум, взлететь и помещенные внутрь датчики должны передать показания. Если комнда на земле не примет показания датчиков, то ей засчитают только взлет ракеты. Измерения включают в себя подсчет высоты полета, горизонтальное удаление от идеальной оси старта. Изначально все измеряется в программе Open rocket, там из готовых модулей можно сделать модель ракеты в 2D, и программа определяет центр тяжести и центр давления. Сама ракета должна быть сделана преимущественно из бумаги и пластика.

- Достаточно ли тебе школьных знаний для участия в проекте?



- Если бы нам вообще ничего не объясняли на занятиях, я бы смог только ракету построить, никаких измерений я бы не научился проводить.

- Какие школьные предметы тебе помогают?



- Очень сильно помогает физика и практическая алгебра, именно знания как, где и что сократить, и где на что умножить, чтобы получилась не длинная километровая формула, а маленькое выражение.

- Чем вы занимаетесь во время занятий в Центре технического творчества?



- На занятиях в объединении мы, в основном, занимаемся практикой, то есть делаем какие-либо модели в программах, также мы занимаемся теорией. Занятия проходят один раз в неделю, но для проекта этого мало, поэтому я хожу дополнительно.

- Почему ты решил заниматься космическими проектами?



- Изначально я пошел на 3D-моделирование. Мама сказала: «Иди, это полезно». Мне понравилось, и на следующий год я выбрал не только моделирование, но и конструирование ракет.

- Ты планируешь связать с этим свое будущее?



- Нет, это просто интересно и полезно для развития ума. Но ракетная техника слишком сложная, требующая большой ответственности.

- Над чем ты работаешь сейчас?



- Сейчас работаю над макетом стартового стола для ракеты.

- Расскажи о поездке на Зимнюю сессию.



- Да, недавно мы были в Москве, представляли свой проект перед жюри. Я был один из своей команды, поскольку остальные участники заболели. Было непросто. Мы получили условный допуск и в марте нам необходимо ответить на ряд вопросов членам комиссии по скайпу, чтобы получить допуск на следующий этап. Если пройдем в следующий этап, ракету будем запускать во Владимире.

ТОС — название команды составлено из первых букв фамилий ее участников — Танасий, Овчинников, Скурихин.



Чемпионат WorldSkills



Про Чемпионат профессионального мастерства WorldSkills, кажется, знает каждый. WorldSkills Russia проводит всероссийские чемпионаты профессионального мастерства среди учащихся ВУЗов, техникумов и колледжей отдельные чемпионаты в сфере высокотехнологичных профессий IT-сектора. А с 2017 года появилась отдельная возрастная линейка – юниоры WorldSkills (16 лет и младше).

«Делай мир лучше силой своего мастерства!» - так звучит девиз движения WorldSkills.

Среди огромного количества профессий, начиная от учителя и парикмахера, и заканчивая высокими технологиями, чемпионат также включает компетенцию «Инженерия космических систем». Инженерия космических систем является важной частью любой успешной космической миссии, включая разработку, запуск и пилотирование любого космического аппарата.



С 4 по 6 декабря 2019 года в Конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» , а также на базе колледжей и ВУЗов состоялся V Открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Санкт-Петербурга. О том, как проходят соревнования по данной компетенции, рассказала педагог Центра детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга и эксперт данной компетенции Диана Иванович.



Соревнуются по данной компетенции командами из трех человек, каждому из которых отведена своя роль. Один участник – программист, он пишет программы для датчиков, впоследствии тестируя их. Конструктор размещает датчики, солнечные батареи и остальные элементы на спутнике, а также моделирует 3D корпус. Сборщик-электронщик, собирает спутник, спроектированный конструктором, после разрабатывает электрическую схему и подключает всю электронику на спутнике.



По окончании трехдневных соревнований участники должны изготовить и протестировать космический аппарат – спутник, состоящий из набора датчиков, корпуса, солнечных батарей и множества других элементов.



- Наверное, с такой сложной задачей могут справиться только взрослые участники?



- Не только. В данной компетенции принимают участие две возрастные группы. Первая – Junior (школьники 14 –16 лет), и вторая – студенты колледжей 16 –18 лет. В каждой возрастной категории одинаковое задание, но разный объем работы. Для школьников задание легче, например, даны чертежи корпуса спутника и меньше видов испытаний.

- Какой этап работы, на Ваш взгляд, наиболее сложный?



- Наиболее сложным этапом считается тестирование спутника. Это заключительный этап, проводящийся в последний день. Сначала спутник проверяется на отсутствие перевеса в какую-либо сторону, затем подвешивается и раскручивается. В определенный момент он должен сам остановиться. Именно это и является одной из задач участников – суметь написать программу и поставить аппаратуру на спутник, которая должна выполнять данную функцию.

- Если со студентами все понятно, откуда берутся команды школьников, владеющие столь сложными технологиями?



- Ребята занимаются в технических кружках. Наши участники - из Центров и Дворцов технического творчества Московского, Пушкинского районов, «Китеж Плюс». Они по нескольку лет занимаются 3D-моделированием, электроникой, программированием, прежде чем попадают на соревнования.

— Есть ли среди участников чемпионата ребята из нашего Центра?



В этом году ЦДЮТТ Московского района представляют Елизавета Агафонова, Арсений Левин, Мирон Мельников. Они впервые участвуют в Wordskills, но один из ребят уже принимал участие в городских соревнованиях «Шаг в профессию, проходившим в формате Wordskills, в возрастной группе до 14 лет. Ребята занимаются 3D- моделированием, программированием и электроникой более двух лет. В прошлом учащиеся ЦДЮТТ заняли второе место в России в данной компетенции.

- Что дает им участие в таких соревнованиях? Какие возможности для дальнейшего развития в данной профессии у них есть?



- Участие в WorldSkills способствует развитию в подрастающем поколении интереса к техническим специальностям, расширяет знания в сфере инженерии и позволяет ребятам, еще до окончания школы, определиться в выборе своего дальнейшего пути.



Для тех ребят, кто решит заниматься аэрокосмической инженерией дальше, обучение по данному направлению в Санкт-Петербурге предлагают Факультет среднего профессионального образования при ГУАП http://new.guap.ru/fspo/ или Санкт-Петербургский колледж телекоммуникаций при университете СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича https://www.sutkt.ru/.