ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ ЗА УМНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Ru / En
Павлова Наталья
15 лет
Новокижингинск
369
1
О СЕБЕ:
Ученица 9 класса. Увлекаюсь рисованием, играю на гитаре, изучаю английский язык.
МОЯ СТАТЬЯ:


Рука об руку с моим учителем


Известный педагог А. Дистервег отмечал, что ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; их можно ему предложить, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности. Именно это требование является ядром ФГОС ООО.

Федеральные государственные образовательные стандарты требуют перехода от традиционной установки на формирование преимущественно знаний, умений, навыков к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях гражданского открытого общества, отвечающих запросам социума. Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться.  

Именно учителю принадлежит ключевая роль в общественно-активной школе. Именно педагог помогает стать в будущем успешным и уверенным в себе человеком. И современная школа сейчас как никогда остро нуждается в профессионалах, которые могут вывести образование на качественно новый уровень.

Мне и тем, кто обучается в Новокижингинской средней общеобразовательной школе Республики Бурятия у педагога Агеевой Ирины Вениаминовны, безмерно повезло. Она именно тот человек, который не только отлично знает свои предметы:  уже на протяжении многих лет  дает качественное образование, о чем свидетельствуют успехи её выпускников.

Как же удается Ирине Вениаминовне пробудить интерес школьника к обучаемому предмету? Конечно же, через использование различных передовых образовательных технологий. Их существует великое множество, и каждый учитель сам определяет, какой технологией воспользоваться, чтобы она отвечала поставленным целям. Являясь непосредственным участником образовательного процесса, я могу сказать, что мой учитель в совершенстве владеет многими из них. Это и игровые, и интерактивные, и метод проектов, и ИКТ. Я расскажу только об одном, который она применяет на своих уроках.

Модульное обучение и его элементы она активно использует в практике преподавания русского языка. Модульное обучение базируется на деятельностном подходе к обучению. «Только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое  становится предметом его активных действий», - говорит Ирина Вениаминовна. Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения, основы которой были заложены Л.С. Выготским. Реализация этой теории обучения требует, чтобы ученик учился постоянно в зоне своего ближайшего развития. В модульном обучении учитель этого достигает путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой, в парах сменного состава. Это, во-первых, планирова­ние действия каждого ученика в определенной логике, во-вторых, опора на активность и самостоятельность действий, в-третьих, учет индивидуализированного темпа обучения и, в-четвертых, постоян­ное подкрепление, которое осуществляется путем сличения (свер­ки) хода и результата деятельности, самоконтроля и взаимоконт­роля.

В качестве основы педагог выделяет учебный модуль, который вклю­чает в себя законченный блок информации, целевую программу действий и советы по успешной ее реализации. Учебный материал, например в 9 классе где я учусь, разделяется учителем на тематические блоки, каждый те­матический блок укладывается во временные рамки двухча­сового занятия. Для лучшего содержания тематического блока мой педагог следует этапам жесткой структуры модульного заня­тия: повторение, восприятие нового, осмысление, закрепление изученного, контроль. Каждый этап начинается с целевой установ­ки, которую мы, учащиеся, выстраиваем сами себе, и указания системы действий; заканчивается каждый этап урока контролем, позволяющим установить успешность обучения.

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока (или в конце изучения целого блока). По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.

При помощи модулей преподаватель управляет процессом обучения. На самом учебном занятии роль учителя заключается в формирова­нии положительной мотивации ученика, в организации, координа­ции, консультировании, контроле. План модульного занятия скла­дывается следующим образом: диагностика, мотивация учащихся, самостоятельная работа, работа в малой группе (4—6 человек), ра­бота в целом классе, рефлексия. Модульное занятие позволяет учителю ис­пользовать весь арсенал методов и форм обучения, который накоп­лен в течение многих лет работы в школе.

В процессе модульного занятия Ирина Вениаминовна организует самостоя­тельную познавательную деятельность и творческую работу каждо­го ученика, планирует систему взаимопроверки и взаимооценки учеников на каждом этапе. Таким образом, модульное занятие дает возможность в условиях дефицита учебного времени систематизи­ровать и обобщить изученное в процессе самостоятельной познава­тельной деятельности и успешность каждого ученика.

Я думаю, эффективность использования модульной технологии заключается в том, что мы, учащиеся, из пассивных исполнителей и наблюдателей превращаемся в активных участников творческого процесса самообразования.  Эта технология лично мне нравится тем, что включает в себя принцип обратной связи, позволяет передавать информацию ученику и получать информацию  от него. Она необходима всем учащимся, одним помогает понимать материал, другим – его корректировать, но бесспорно одно -  она является одним из путей повышения мотивации к изучению предмета.

Мой учитель не стоит на месте, а шагает в ногу со временем, внедряя передовые образовательные технологии, которые способствуют усвоению сложного материала на уроках и мотивируют учащихся к новым знаниям.

Пятый год мы идем рука об руку с моим учителем русского языка, литературы, МХК от класса в класс, и всё это время она умело передаёт нам свои знания, вовлекает в процесс познания мира и делает так, чтобы мы сами стремились к познанию. Все эти годы с Ириной Вениаминовной я занимаюсь настоящим Делом – изучаю русский язык и языкознание, историческую грамматику и древнерусскую литературу, мировую художественную культуру и искусство, занимаюсь научно-исследовательской работой по разным направлениям: лингвистикой, этнопедагогикой, языкознанием, культурологией, литературным краеведением, и т. д. Все мои изыскания отмечены районными и республиканскими грамотами и дипломами. В 2018 году я стала региональным победителем предметной олимпиады по мировой художественной культуре всероссийской олимпиады школьников, и в этом, 2019 году, получила диплом  II степени Министерства образования и науки Республики Бурятия. Мои сверстники также показывают блестящие результаты, будь то районные, республиканские, всероссийские конкурс чтецов или диктантов, научно – практическая конференция или конкурс творческих работ.

Компетентность и профессионализм, знания и широкий кругозор, интеллект учителя позволяют мне достигать высоких результатов в учебной и научно-исследовательской работе сегодня и, надеюсь, помогут и завтра, когда я стану студенткой.

Сама Ирина Вениаминовна, человек огромной силы воли, регулярно участвует в профессиональных конкурсах. Так, 2005 году она получила Гран-при в районном конкурсе «Учитель года», а на республиканском ей вручили дипломы в номинациях: «Талант и творчество» (Министерство образования и науки РБ), «Педагогический триумф» (Совет Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации); в 2008 году она победитель муниципального конкурса учителей общеобразовательных учреждений «Лучший по достижениям» в рамках реализации КПМО; 2009 и 2013 год – победитель конкурса «Лучших учителей Российской  Федерации» с вручением Почетных грамот Министерства образования и науки России. В 2015 году Ирина Вениаминовна победитель Всероссийского конкурс работников образования «Лидер в образовании», награждена дипломом  Iстепени Всероссийского фестиваля работников образования «XXI век: инновации в образовании»; в 2016 году она участвовала во всероссийском общественном проекте «Трудовая Слава России» и стала победителем, удостоена межведомственной медали «За заслуги в сфере образования»,  в том же году получила диплом победителя Всероссийского Открытого конкурса научных работ по вопросам межнациональных и межрелигиозных отношений; в 2017 году ей вручена Национальная премия в области образования «Элита российского образования» и Диплом  I степени,  она участник Всероссийского конкурса ОО на лучшую работу с родителями и победитель в номинации.

По словам педагога, конкурсы заставляют работать над собой и увеличивают потенциал в достижении поставленных целей.

Мой учитель – «Почетный работник общего образования Российской Федерации», а в 2018 году удостоена государственной награды Республики Бурятия «Почетной грамотой РБ».

Мощный личностный рост моего учителя, профессиональная компетентность позволяет её ученикам лучше раскрываться, креативно мыслить, а также участвовать во всевозможных делах, творческих и социальных проектах. Так, готовясь к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы уже сегодня работаем над проектом «Ради жизни на земле»: изучаем прошлое своей семьи, узнаем о родных, кто в годы войны ковал победу на фронте и в тылу, пишем очерки, сканируем фронтовые фотографии, подтверждаем награды героев через официальный портал Министерства обороны России. Сегодня собрано много интересного материала, который учит нас патриотизму, любви к родному краю. А ведь могли бы и пройти мимо своей истории, если бы не наш учитель, не её активная гражданская позиция. Уже семь учеников нашей школы напечатали в книге «Мои земляки», которая вышла в республиканском издательстве «НоваПринт» г. Улан – Удэ в начале 2019 года,  свои работы о прабабушках и прадедушках, о тех, кто ковал Великую Победу на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной войны.  

Размышляя о роли учителя в становлении и развитии личности учеников, нужно, на мой взгляд, всегда помнить, что независимо от возраста учителю должны быть присущи такие качества, как динамизм, желание продемонстрировать свои возможности, поделиться опытом с коллегами и безупречными знаниями с учениками.

Кроме того, учитель должен помимо всего вышеперечисленного быть носителем творческого начала, культуры, искусства. Потому что учитель – прежде всего, творец. И я рада, что мне помогает получать знания, умения, опыт именно такой учитель.

Со всей ответственностью могу сказать, что мы, ученики Ирины Вениаминовны, уже сейчас умеем самостоятельно ставить и достигать поставленных целей, реагировать на разные жизненные ситуации и имеем активную жизненную позицию. Всему этому мы научились у нашего педагога.

Очень хочется верить, что наше правительство всё же поднимет престиж, авторитет и благосостояние педагога в обществе. Тогда профессия станет уважаемой, а слово зазвучит гордо – Учитель!

 

Павлова Наталья, ученица 9 класса

МБОУ «Новокижингинская СОШ», 2019 год.