карточка участника

Вернуться
13

Волкова Дарья

Номинация: Юные журналисты за умное и полезное информационное пространство

Возраст: 15 лет
Страна: Россия
Город: г. Заречный
Образовательное учреждение: МОУ "СОШ 222"
Творческий коллектив: Детско-юношеский журнал "222.fm"

О себе:
Участвую в конкурсе

Моя статья

лучшие практики художественного отделения

Художественное отделение школы 222

Средняя общеобразовательная школа № 222 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля г. Заречного Пензенской области славится как единственное в области образовательное учреждение, где дети имеют возможность научиться профессионально заниматься живописью под руководством талантливых педагогов и по окончании учебы получить диплом художника.

Преподаются предметы художественно-эстетического профиля в школе практически с самого основания, уже почти 30 лет. За этот немалый отрезок времени художественному отделению школы 222 есть чем гордиться.

Изначально художественное отделение задумывалось двумя педагогами – Ольгой Александровной Давлашян (основательницей художественного отделения) и Мальсаговой Ириной Михайловной. Сама идея создания была такова: в стенах общеобразовательной школы детей обучать искусству художественного творчества, школу сделать своеобразным культурным центром, где дети в первой половине дня получают общее образование, а во второй после небольшого перерыва приходят в мастерские и обучаются художественному ремеслу. Этому содействовала и первый директор, Донская Валентина Васильевна.

По количеству часов данное отделение уступает школе искусств, поэтому называется Художественное отделение средней школы.

В самом начале, когда художники приступили к своей работе, Ольга Александровна и Ирина Михайловна были свободны в своем педагогическом творчестве. Они разработали и написали программу, по которой отделение работает уже почти 30 лет. Как показывает практика, и направление было выбрано правильно, и программа продумана очень точно, и эти несерьезные задания в процессе восьмилетнего обучение в итоге своем дают великолепные результаты. За всю обширную историю отделения внедрялись многие практики, которые с гордостью можно назвать эффективными. Об этих практиках, самом процессе обучения и их результатах поговорим подробно.

Когда создавалась программа, были интересные проекты: приходили педагоги-воспитатели из других школ, детских садов. «И мы делились опытом и рассказывали о том, как всё-таки правильно учить ребёнка и к чему его подводить к первому классу, чтобы в голову ребенка с детского возраста не «помещались» неправильные вещи, так как потом приходится переучивать, когда он приходит в школу», - вспоминает преподаватель художественного отделения Киселёва Светлана Николаевна.

Одна из эффективнейших практик: открытые интеграционные уроки. Бралась одна смежная тема сразу по нескольким предметам. Например, в литературе, истории, музыке, философии и изобразительном творчестве рассматривали тему развития Руси или народных промыслов определённого временного отрезка, и в процессе этого урока шла интеграция: одна тема перетекала в другую, т. е. изобразительное искусство в историю, в литературу и так далее. Так, ребёнка в голове появляются связи единой картины мира, мироустройства.

«На протяжении стольких лет у нас были разные моменты. У нас был курс компьютерного дизайна, когда дети ходили в кабинет информатики и занимались компьютерным дизайном, что было тоже хорошо. Давались мастер-классы о том, чему мы обучаем и как мы обучаем», - делится Киселёва Светлана Николаевна.

Художественное отделение активно и с большим удовольствием принимает участие в различных городских проектах.

С 1 по 5 класс у нас изобразительное искусство и предмет декоративной композиции. А с 6 класса начинается специализация и разделение и идёт обучение классическим художественным дисциплинам: рисунок, живопись, станковая композиция, декоративная композиция или дизайн. И в 8 классе обучающиеся заканчивают обучение на нашем художественном отделении, выполняя экзамены по рисунку и по живописи, показывая всё, чему они научились. В последнее полугодие 8 класса они выходят на дипломные проекты. У одного из преподавателей выполняют дипломную работу, яркую, красивую, интересную, сложную. Это может быть несколько графических листов, серия живописных полотен, макетирование и т. д. И затем эти работы участвуют не только в выставках разного уровня, но и украшают стены нашей школы.

Конечно, к каждому возрасту есть свой подход. Светлана Николаевна рассказывает об этом подробно: «Подход к маленьким детям более игровой, так скажем, но разнообразие заданий очень большое. Чем меньше дети, тем короче задания по времени, тем чаще меняются материалы, тем чаще меняются виды деятельности. Самое главное в первом классе - дать запал и заинтересовать настолько, чтобы дети уходили с горящими глазами и желанием прийти ещё. Задачи всё же разные: детское рисование и уклон на усложнение, на обучение, на насыщение ребёнка большими знаниями, активнее это идёт.»

И хотя при наборе детей и обучения их нет задачи, чтобы все стали художниками, но тем не менее очень многие дети, когда приходит пора выбирать специализацию для поступления, выбирают именно то, чем занимались 8 лет.

Одним из результатов обучения с использованием эффективных неформальных практик, стала победа учащихся в фестивале изобразительного творчества «АРТатомCITY» в 2019 году.

Конкурс проходил в 2 этапа – заочный и очный. Финал конкурса состоялся непосредственно в Заречном ЗАТО, на базе школы 222.

Подробнее о направление СтритАрт рассказала его победительница Швецова Екатерина: «На первом муниципальном этапе мы с моей напарницей Региной Жариковой расписывали пирамиду по теме»Экология». Мы победили, поэтому приняли участие во 2 этапе конкурса. Помимо нас, было ещё 4 команды. Там мы разрисовывали лавочку. Как оказалось, это довольно трудная поверхность, потому что лавочка 2м в ширину и с большими щелями и каждый бортик нужно было разрисовать! По жребию нам досталась тема «Праздник садов и цветов». Мы нарисовали мальчика, который будто бы лежит на лавочке и обнимает дерево. Мальчик засыпает, как и природа.

Сложно было договориться с напарницей, так как мы волновались и часто ссорились из-за ерунды. Также сказались маленькое количество времени и погода (палило солнце, поэтому мы все обгорели). Была сильная конкуренция.

Я помню, что на награждении я была в шоке! Мы до последнего не верили в победу. И вот называть команды, начиная с последнего места... уже подходят ко второму месту, нас всё не назвали… называют серебряных призёров. У нас начинают трястись руки, колени, мы визжим на весь зал! Мы вообще не ожидали!»

По итогам конкурса участники получили ценные призы. Так, Швецова Екатерина и Жарикова Регина, победительницы направления СтритАрт, получили планшеты и путёвки в детский Всероссийский центр «Орлёнок»!

«Победа далась тяжело, но благодаря багажу знаний и навыков, полученному нами во время обучения на художественном отделении, мы справились, достойно выступили и получили удовольствие!»

За тридцать лет плодотворной работы Художественное отделение школы 222 насчитывает более двух тысяч талантливых выпускников-художников,а вдохновители-педагоги продолжают развивать чувство прекрасного в молодом поколении.